Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15

EUR 68.47

5 декабря Понедельник

Уфа   °

Возможно ли учесть расходы на косвенную рекламу в качестве рекламных при исчислении налога на прибыль?

Размещение информации банком происходит в периодических печатных изданиях не рекламного характера в виде диалога или статьи. Цель этой информации реклама новых банковских продуктов или существенных условий, которые могут повлиять на выбор клиента в пользу банка. При этом материал не сопровождается пометкой "реклама" или "на правах рекламы".

Возможно ли учесть данные расходы в качестве рекламных при исчислении налога на прибыль?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По нашему мнению, расходы по размещению информации, цель которой реклама новых банковских продуктов или существенных условий, которые могут повлиять на выбор клиента в пользу банка, в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, могут быть признаны рекламными и учтены в качестве таковых при исчислении налога на прибыль.

Обоснование вывода:

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год (ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации").

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее — Закон N 38-ФЗ) рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, для признания расходов рекламными необходимо наличие трех признаков:

— целью понесенных расходов должно быть донесение до потребителя информации о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях. Причем не важно, в каком виде доносится эта информация;

— реклама должна формировать и поддерживать интерес к производителю или продавцу, товарам, а также способствовать реализации товаров;

— направленность рекламы на неопределенный круг лиц.

Понятие неопределенного круга лиц дано в письме ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 (доведено письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348): "Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена".

Считаем, что положения Закона N 38-ФЗ довольно широко определяют понятие рекламы, поэтому рекламой можно считать любые публикации, которые направлены на поддержание интереса к самой организации и к выпускаемой ей продукции при условии, что информация адресована неопределенному кругу лиц.

В соответствии со ст. 16 Закон N 38-ФЗ размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".

Если такой пометки не будет, то, по мнению Минфина России, признать расходы рекламными и учесть их в целях налогообложения будет нельзя (письма Минфина России от 27.06.2007 N 03-03-06/1/418, от 31.01.2006 N 03-03-04/1/66).

Однако ранее в письме от 11.01.2006 N 03-03-04/2/2 Минфин России сделал вывод о том, что организация вправе учесть при налогообложении прибыли расходы в виде оплаты за размещение в СМИ информации, в частности об услугах банка, их качестве, деловой репутации, в составе расходов на рекламу.

Считаем, что отсутствие пометки "на правах рекламы" не меняет рекламный характер информации.

Судьи также разделяют данную точку зрения.

Так, в постановлении ФАС Московского округа от 23.09.2008 N КА-А40/8513-08-2 судьи указали, что пометка "на правах рекламы" не является существенным признаком рекламы. Норма ст. 16 Закона N 38-ФЗ не содержит положения о том, что сообщение о рекламном характере информации должно включаться в авторский текст такой информации. Ответственность за распространение рекламной информации без пометки "на правах рекламы" возлагается на рекламораспространителя. Последним является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (ст. 3 Закона N 38-ФЗ).

Таким образом, при наличии в распространяемой информации признаков рекламы отсутствие в ней указаний на ее рекламный характер не лишает налогоплательщика права учесть в составе расходов на рекламу затраты, связанные производством указанной информации.

Причем судьи подчеркнули, что решение о признании рекламы, не соответствующей требованиям законодательства, вправе принять только антимонопольный орган, но никак не налоговый орган (п. 1 ст. 33 Закона N 38-ФЗ).

Похожая позиция приведена в постановлениях ФАС Поволжского округа от 16.04.2008 N А55-10084/2007, ФАС Московского округа от 21.02.2008 N КА-А40/410-08-П, ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2007 N А05-8063/2006-13.

При этом для того, чтобы в дальнейшем избежать споров с контролирующими органами, рекомендуем организации иметь экземпляры печатных изданий с размещенной рекламой.

В то же время из постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2008 N 09АП-18310/2006 видно, что налогоплательщик в качестве доказательства понесенных расходов представил в налоговый орган оригиналы публикаций рекламы в газетах и журналах, подтверждающих факт оказания услуг.

Но налоговые органы требовали от налогоплательщика поручения на организацию рекламных кампаний, заявки на проведение консультаций, макеты, сметы, заключения по маркетинговым исследованиям.

Как отметил суд, такие документы, как сметы расходов, медиа-планы и графики размещения рекламной информации в СМИ, не являются первичными учетными документами, а также документами, на основании которых исчисляются и уплачиваются налоги, в связи с чем довод налогового органа об их непредставлении заявителем является необоснованным.

Мы согласны с такими выводами суда, но наличие документов, подтверждающих характер и назначение рекламы, в последующем может избавить организацию от возможных споров с налоговыми органами.

Налоговый учет рекламных расходов

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ. При этом расходами признаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Рекламные расходы банки признают в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, признаются в составе прочих расходов организации, связанных с производством и реализацией, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях исчисления налога на прибыль, в частности, относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.

Перечисленные выше расходы на рекламу учитываются при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль без ограничений при наличии подтверждающих данные расходы документов. Расходы налогоплательщика на иные виды рекламы, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

К сведению:

Если организация поддерживают последнюю официальную позицию Минфина России о том, что рассматриваемые затраты без пометки "реклама" или пометки "на правах рекламы" не могут относиться к рекламным расходам, то, по нашему мнению, расходы экономически обоснованные и документально подтвержденные и направленные на получение дохода, организация вправе признать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в полной сумме.

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть