Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15

EUR 68.47

5 декабря Понедельник

Уфа   °

Какие налоговые последствия возникают у покупателя и продавца, предоставляющего скидки на сервисное обслуживание?

Организацией при продаже автомобилей предоставляется скидка на их сервисное обслуживание при выполнении покупателем определенных условий, связанных с его предыдущей покупкой у данного продавца.

Какие налоговые последствия возникают у покупателя и продавца, предоставляющего скидки на сервисное обслуживание?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Снижение цены на сервисное обслуживание в результате предоставления скидки (в любой форме) является согласованием условий договора. Предоставленные скидки уменьшают рыночную цену товаров (работ, услуг), и именно из этой цены организация-продавец исчисляет налоговую базу по прибыли. При соблюдении положений ст. 40 НК РФ у организации-продавца не возникают налоговые риски в результате продажи товара (работ, услуг) со скидкой. Снижение сцены не может рассматриваться в качестве дохода (экономической выгоды), полученного физически лицом — покупателем в натуральной форме.

Обоснование вывода:

Статьей 421 ГК РФ установлен принцип свободы договора, закрепляющий положение о том, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Таким образом, стороны договора вправе предусмотреть в самом договоре условие об уплате покупателем цены договора в меньшем размере, при выполнении покупателем определенных условий договора. На практике такое уменьшение цены называют предоставлением "скидки".

Следует отметить, что действующее законодательство не содержит четкого определения понятия "скидка". По мнению специалистов налоговых органов, скидка представляет собой уменьшение договорной цены товара при выполнении некоторых условий, предусмотренных самим договором (письмо УФНС России по г. Москве от 14.11.2006 N 20-12/100238).

При этом под ценой понимается определенная денежная сумма, которую покупатель обязуется уплатить за принятый товар (работы, услуги) продавцу (п. 1 ст. 454 ГК РФ).

Получается, что предоставленная в любой форме скидка уменьшает цену продаваемого товара (работы, услуги), если покупатель должен уплатить меньше, чем указано на ценнике. Окончательная цена оговаривается в момент заключения договора.

Следует отметить, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора, каковым является договор купли-продажи, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ).

По мнению судебных органов, предоставление скидки к базовой цене по заранее определенным правилам, с которыми могут ознакомиться все потребители, не ущемляет права покупателей и на законных основаниях осуществляется продавцами (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.09.2009 N А10-134/09, ФАС Центрального округа от 24.08.2006 N А35-1796/06-С22).

Из вышесказанного следует, что снижение цены в результате предоставления скидки (в любой форме) является согласованием условий договора.

Принципы определения цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения регулируются положениями ст. 40 НК РФ, согласно которой по общему правилу для целей налогообложения принимается цена, указанная сторонами сделки (то есть согласованная покупателем и продавцом при заключении договора). Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Однако, если цена сделки отклоняется более чем на 20% в сторону повышения (понижения) от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени, налоговые органы вправе проверить правильность применения цен и вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты данной сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 40 НК РФ).

При определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки, например, вызванные сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги), а также обусловленные маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки.

Любое предоставление скидок должно быть аргументировано и документально подтверждено. Для этого в организации должна быть утвержденная маркетинговая политика, в которой необходимо четко сформулировать условия предоставления скидок. Минфин России в п. 3 письма от 18.07.2005 N 03-02-07/1-190 рекомендует в маркетинговой политике описать, в частности, порядок предоставления скидок. Если в организации периодически проводятся разовые рекламные акции, то в маркетинговой политике следует предусмотреть такую возможность.

Кроме этого, специалисты УФНС по г. Москве также советуют не только составлять маркетинговую политику, но и упоминать в учетной политике для целей налогообложения прибыли методику применения скидок (письмо от 27.07.2005 N 20-12/53195).

Хотим обратить внимание на то, что существует два варианта изменения цены при предоставлении скидки: в момент реализации товара (услуг) и после реализации.

Первый вариант наиболее простой и удобный, второй же вариант предусматривает внесение изменений в бухгалтерский и налоговый учет с корректировкой первичных документов.

Следует внимательно подходить и к документальному подтверждению факта применения скидки. Так, в выдаваемых покупателю документах (акте выполненных услуг, кассовом чеке или бланке строгой отчетности) должна быть отражена предоставленная скидка.

Согласно п. 6 ст. 274 НК РФ для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному абзацем вторым пункта 3, а также пунктами 4-11 ст. 40 НК РФ, на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения в них налога на добавленную стоимость, акциза).

Таким образом, предоставленные скидки уменьшают рыночную цену товаров (работ, услуг), и именно из этой цены организация-продавец исчисляет налоговую базу по прибыли, а как следствие, предоставленные скидки не входят в расходы организации. Они уменьшают доход от реализации, то есть формируют уменьшенную выручку непосредственно в момент продажи товаров (оказания услуг), а не после выполнения покупателем определенных условий (пп. 19.1 п. 1 ст. 265, п. 2 ст. 249 НК РФ). НДС также начисляется на стоимость товара (работы, услуги), уменьшенную на сумму скидки (п. 1 ст. 154 и п. 4 ст. 166 НК РФ).

Не возникает и у покупателя (физического лица) налогооблагаемого дохода при приобретении товара (работ, услуг) со скидкой. Дело в том, что снижение сцены не может рассматриваться в качестве дохода (экономической выгоды), полученного в натуральной форме. Аналогичной позиции придерживается Минфин России в письме от 04.05.2010 N 03-02-07/1-213.

На первый взгляд, может показаться, что у физических лиц — покупателей появляется материальная выгода и объект обложения по НДФЛ. Однако согласно пп. 2 п. 1 ст. 212 НК РФ материальную выгоду при приобретении товаров (работ, услуг) можно установить только при условии взаимозависимости сторон, а получение скидки не приводит к взаимозависимости между покупателем и продавцом (ст. 20 НК РФ). Следовательно, у покупателя не возникает налоговая база по НДФЛ, а у продавца не возникают обязательства налогового агента.

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть