Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.39 ↓

EUR 68.24 ↑

9 декабря Пятница

Уфа   °

Обязательно ли использование ККТ при осуществлении наличных расчетов с физическими, так и юридическими лицами?

Организация планирует оказывать юридические услуги как физическим, так и юридическим лицам. Обязательно ли использование ККТ при осуществлении наличных расчетов за оказанные услуги или допускается применение бланков строгой отчетности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При оказании услуг юридическим лицам за наличный расчет необходимо применять кассовый аппарат.

При оказании юридических услуг физическим лицам (включая индивидуальных предпринимателей) за наличный расчет необходимо применять кассовый аппарат или выдавать бланк строгой отчетности.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее — Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Вместе с тем п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (БСО).

Таким образом, вместо чеков ККТ выдавать клиентам БСО организации вправе только при оказании услуг населению.

Принадлежность того или иного вида деятельности к услугам, которые предоставляются населению, определяется в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163. Согласно ОКУН к услугам, оказываемым населению, в частности, относятся услуги правового характера (код группы — 090000), кроме того, различные виды услуг, которые могут быть отнесены к юридическим поименованы в разделе ОКУН "Прочие услуги населению" (код группы 800000).

Соответственно, организация при оказании платных юридических услуг населению вправе не применять ККТ, а использовать БСО.

Что касается услуг, оказываемых юридическим лицам, то в данном случае использование БСО невозможно. При оказании таких услуг необходимо применять ККТ в общеустановленном порядке.

Постановлением Правительство РФ от 06.05.2008 N 359 (далее — Постановление N 359) утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее — Положение).

Пунктом 5 Положения установлено, что если в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

В настоящее время полномочиями по утверждению форм бланков строгой отчетности, используемых при оказании юридических услуг, ни один из федеральных органов исполнительной власти не наделен.

Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, могут самостоятельно разрабатывать и применять документы, приравненные к кассовым чекам, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, в которых в обязательном порядке должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения. Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется (смотрите, например, письмо Минфина России от 10.12.2008 N 03-01-15/12-374, письмо УФНС России по г. Москве от 02.03.2009 N 17-15/19792).

Согласно п. 4 Положения бланк документа может быть изготовлен либо типографским способом, либо сформирован с использованием автоматизированных систем. При этом изготовленный типографским способом бланк документа, наряду с реквизитами, установленными п. 3 Положения, должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

В случае создания бланка с использованием автоматизированных систем, по мнению Минфина России, изложенному в письмах от 26.11.2008 N 03-01-15/11-362, от 22.08.2008 N 03-01-15/10-303, по своим параметрам функционирования автоматизированные системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике, то есть простой компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может (на это особо указал Минфин России в письме от 07.11.2008 N 03-01-15/11-353).

Таким образом, организации, оказывающие юридические услуги населению, вправе самостоятельно разработать документ, предназначенный для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть