Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 65.30 ↓

EUR 75.37 ↓

23 октября Вторник

Уфа   °

Может ли заведующий детским садом (муниципальное бюджетное образовательное учреждение) принимать на работу своих родственников?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Заведующий детским садом может принимать на работу в возглавляемое им муниципальное образовательное учреждение своих родственников. Это не противоречит трудовому законодательству.

Обоснование вывода:

Согласно ст. 3 ТК РФ какие-либо ограничения в трудовых правах и свободах или преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, в том числе в зависимости от семейного положения, могут быть квалифицированы как незаконная дискриминация, за исключением тех случаев, когда различия, исключения, предпочтения, а также ограничение прав работников определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

В некоторых случаях законодательством установлен ряд ограничений в отношении совместной работы лиц, состоящих в родстве или свойстве. Так, гражданин не может быть принят на гражданскую (муниципальную) службу, а гражданский (муниципальный) служащий не может находиться на гражданской (муниципальной) службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским (муниципальным) служащим, если замещение такой должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"). На работников муниципальных учреждений, не являющихся государственными либо муниципальными служащими, эти нормы не распространяются.

Помимо этого, часть первая ст. 349.2 ТК РФ распространяет определенные ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, на работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Во исполнение названной нормы Правительством РФ принято постановление от 05.07.2013 N 568 (далее — Постановление), согласно п. 3 которого работники, перечисленные в п.п. 1 и 2 Постановления, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства с работником соответствующего фонда или иной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Однако в связи с тем, что названные ограничения распространяются только на строго определенные категории работников различных фондов, а работодателем в изложенной ситуации является муниципальное бюджетное образовательное учреждение, полагаем, что в отношении работников такого учреждения они не действуют.

Отдельной нормы, ограничивающей совместную работу в муниципальных учреждениях родственников, в том числе при условии подчинения одного из этих лиц другому, трудовое законодательство не содержит. Об отсутствии запрета на совместную работу родственников смотрите также решения Арбитражного суда Кировской области от 12.07.2013 по делу N А28-1786/2013; Арбитражного суда Республики Коми от 24.02.2011 по делу N А29-9015/2010; Арбитражного суда Томской области от 25.12.2012 по делу N А67-6349/2012; Арбитражного суда Тульской области от 13.06.2012 по делу N А68-799/2012.

Таким образом, лица, состоящие в родстве, могут занимать в муниципальном образовательном учреждении любые должности без каких-либо ограничений, в том числе при условии прямого подчинения одного из этих лиц другому. Аналогичного мнения придерживаются и специалисты Роструда (вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3, вопрос 4, размещенные на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ").

Соответственно, работа лиц, состоящих в родстве, в муниципальном образовательном учреждении, законодательству не противоречит.

В заключение отметим, что муниципальное учреждение является некоммерческой организацией, а согласно ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", если руководитель некоммерческой организации состоит в близких родственных отношениях с гражданином, в отношении которого организация совершает те или иные действия (например, повышает заработную плату), предполагаются заинтересованность и, соответственно, конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации (решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2016 по делу N 2а-3153/2016). Поэтому, если руководитель муниципального учреждения не будет совершать в отношении работающего в учреждении лица, состоящего в близких родственных отношениях, те или иные действия, приводящие к конфликту интересов заинтересованных лиц (повышать ему одному заработную плату, выплачивать одному ему премии и пр.), возникновение конфликта интересов представляется маловероятным.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Жгулева Ольга

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Многоканальный телефон: (347) 292-44-44

Читайте также
Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть