Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.89

EUR 69.42

17 декабря Воскресенье

Уфа   °

Может ли МУП перейти с общей системы налогообложения на УСН? Какие критерии существуют для перехода на УСН?

1. Может ли МУП перейти с общей системы налогообложения на УСН?

2. Какие критерии существуют для перехода на УСН?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

1. Не существует препятствий для перехода МУП на упрощенную систему налогообложения (УСН).

2. В рассматриваемой ситуации имеют значение такие критерии, как средняя численность работников (100 человек), величина доходов за 9 месяцев предшествующего года (112,5 млн. руб.) и лимит стоимости основных средств (150 млн. руб.).

Обоснование вывода:

1. Не существует препятствий для перехода МУП на упрощенную систему налогообложения (УСН).

Сомнения могут возникнуть оттого, что согласно пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не могут применять УСНО организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

Однако следует вспомнить положения законодательства. На основании ст. 11 НК РФ под российской организацией понимается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством РФ. В силу п. 1 ст. 66 ГК РФ к организациям с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом относятся хозяйственные товарищества и общества. В соответствии с п. 1 ст. 113 ГК РФ имущество муниципального унитарного предприятия является неделимым и, следовательно, не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Об этом же говорит ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

В письме Минфина России от 24.03.2014 N 03-11-06/2/12708 указано, что, поскольку муниципальное образование, являющееся учредителем муниципального унитарного предприятия, не может быть признано организацией в целях ст. 11 НК РФ, а также в связи с тем, что имущество муниципального унитарного предприятия не распределяется по вкладам (долям, паям), на указанные предприятия положения пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не распространяются. В связи с этим муниципальные унитарные предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения требований главы 26.2 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 09.04.2012 N 03-11-06/2/54, письмо Минфина России от 31.10.2007 N 03-11-04/2/267, письмо МНС России от 18.08.2004 N 14-1-04/3448@, решение ВАС РФ от 19.11.2003 N 12358/03).

2. Существуют следующие критерии, позволяющие применять специальный налоговый режим в виде УСН.

1) Величина доходов.

Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 112,5 млн. рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Таким образом, предельный размер доходов 112,5 млн. рублей учитывается за 9 месяцев 2017 года для перехода организации на упрощенную систему налогообложения с 2018 года (письмо Минфина России от 24.01.2017 N 03-11-06/2/3269).

2) Численность работников.

В силу пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не имеют право применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек (смотрите также письма Минфина России от 07.12.2016 N 03-11-06/2/72772, от 25.11.2009 N 03-11-06/2/248).

Таким образом, налогоплательщик имеет право перейти на УСН, если критерий численности, предусмотренный пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, соблюдается на 1 января года, с которого планируется применение УСН. В дальнейшем, уже применяя УСН, нужно каждый отчетный период (квартал) следить, чтобы средняя численность не превышала 100 человек.

3) Лимит стоимости основных средств.

Организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, превышает 150 млн. рублей, не могут перейти на УСН (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Организации указывают в уведомлении о переходе на УСН остаточную стоимость основных средств по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН. Форма уведомления (N 26.2-1) утверждена приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@.

4) Доля участия других организаций.

Согласно пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25% (в совокупности).

Как было показано выше, данный критерий не распространяется на унитарные предприятия.

Отметим, что согласно ст. 346.12 НК РФ не вправе перейти на УСН (даже если показатели величины доходов, численности, стоимости ОС и доли участия других организаций соответствуют установленным для перехода требованиям):

— организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

— банки;

— страховщики;

— негосударственные пенсионные фонды;

— инвестиционные фонды;

— профессиональные участники рынка ценных бумаг;

— ломбарды;

— организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

— организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;

— нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

— организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

— организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);

— казенные и бюджетные учреждения;

— иностранные организации;

— микрофинансовые организации.

Кроме того, согласно пп. 19 п. 3 ст. 346.12 на УСН не вправе перейти организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на УСН в сроки, установленные пунктами 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ.

К сведению:

Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Многоканальный телефон: (347) 292-44-44

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть