Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15 ↑

EUR 68.47 ↓

3 декабря Суббота

Уфа   °

Дмитрий Игошин, адвокат: «От действий «Единого агента» по ОСАГО останутся в выигрыше только автовладельцы»

УФА, 23 сен 2016. /ИА «Башинформ», Сергей Захаров/.

В Башкирии рынок ОСАГО по-прежнему лихорадит. Деятельность «единого агента», который начал работу 30 августа, пока не принесла желаемых результатов. Очереди в офисах страховых компаний за получением полиса не исчезают, поток жалоб не прекращается. Страховщиков обвиняют в откровенном саботаже. Они же объясняют сложившуюся ситуацию тем, что в регионах активно действуют так называемые юристы-«мошенники», чья деятельность последние несколько лет приносила им исключительно убыток. Так ли это? Эксперт, профессиональный адвокат Дмитрий Игошин рассказал корреспонденту агентства «Башинформ» о том, как  юридические фирмы зарабатывают на «автогражданке» .

— Схема достаточно простая. У попавших в ДТП автовладельцев отдельные юристы либо юрфирмы покупают право требования к страховым компаниям, за сравнительно небольшие деньги. К примеру, страховая фирма должна выплатить, по предварительному расчету, 50 тысяч рублей. С пострадавшим в аварии связываются юристы или юридические компании и предлагают ему продать, допустим, за 30 тысяч право требования к страховой компании и уже самим взыскивать страховые суммы либо выписать на них доверенность. Клиент соглашается, подписывает соответствующий договор или составляет доверенность, получает деньги, из-за чего даже не пробует обратиться в страховую компанию напрямую (хотя, возможно, это было бы гораздо выгоднее с точки зрения размера полученных денег), и навсегда забывает о проблеме. Тем временем юристы проводят оценку ущерба транспортного средства, его утраченную стоимость, делают все подсчеты, проводят  экспертизы (как правило, через «своих» экспертов), а затем уже через суд взыскивают со страховой компании не 30 и не 50 тысяч рублей ущерба, а значительно больше. Соответственно, это и является их доходом. При этом юристы заинтересованы во взыскании страховых выплат именно в судебном порядке, минуя страховую компанию, для чего всячески избегают досудебного урегулирования. Но нельзя снимать ответственность и с самих страховых компаний, которые «заработали» себе такую репутацию, что люди лишний раз не хотят с ними связываться, поэтому так легко соглашаются с предложениями юристов.

В таком случае, куда смотрят юристы страховых компаний? Если это мошенничество, то почему они сидят сложа руки или просто ничего не могут доказать?

— А вот здесь вопрос — является ли это мошенничеством? В конечном итоге решение выносит суд. И только на его основании страховая компания выплачивает страховые суммы. Это означает, что у нас изначально механизм взыскания страховых выплат не идеален, в нем есть пробелы, в том числе и законодательные. Однако на данный момент все эти юристы, на которых ссылаются страховщики и которых они называют «мошенниками», действуют в рамках существующего правового поля. И я, например, не знаю ни одного случая, когда юристы привлекались бы к ответственности за мошенничество в этой сфере.

Поскольку решение выносит суд?

— Безусловно. Юристы лишь пользуются теми правами и возможностями, которые предоставляет им законодательство, в том числе процессуальное. Поэтому называть юристов мошенниками все-таки неправильно. Да, возможно, имеется некоторое злоупотребление и избегание досудебного урегулирования, но опять же, все их действия происходят в рамках правового поля. Кроме того, учитывая количество судебных дел в отношении страховых компаний и относительно небольшой штат юристов, защитить свои интересы по каждому делу страховым компаниям непросто.

А в этом случае сами страховые компании не могут предъявить претензии к автовладельцу, который продал свое право требования?

— Нет, поскольку между автовладельцем и юридической фирмой складываются чисто гражданско-правовые отношения. То есть любой гражданин может свое право требования продать кому угодно. Здесь нет никаких ограничений, поэтому никакие санкции к автовладельцам со стороны страховщиков не могут быть применены. Кроме того, каждый гражданин имеет право на квалифицированную юридическую помощь.

На Ваш взгляд, создание «единого агента» поможет хоть как-то разрулить ситуацию с оформлением и выдачей полисов ОСАГО?

— Отмечу, что не все страховое сообщество довольно решением Российского союза автостраховщиков и Центробанка о создании «единого оператора». Они относятся к такому шагу как навязанному сверху, поскольку это не решение бизнеса. На мой взгляд, страховые компании от убытков это не избавит. Единственные, кто останется в выигрыше, это автовладельцы, поскольку у людей хотя бы появится возможность приобрести полис ОСАГО. Это какой-никакой, но все-таки выход. К тому же мера эта временная, потому что с 1 января 2017 года в законодательство о страховании вносятся существенные изменения, согласно которым все страховые компании, работающие на территории России, обязаны обеспечить возможность приобретения полисов ОСАГО через интернет в электронном виде.

А что это даст?

— Во-первых, этот механизм поможет избежать больших очередей в офисах страховых компаний, навязывания ими дополнительных услуг и, соответственно, он должен исключить дефицит полисов ОСАГО. Кроме того, поправки в законодательство обязывают страховые компании осуществлять надлежащий технический контроль над своими информационными ресурсами для того, чтобы не было каких-то технических сбоев при продаже электронных полисов.  

То есть я покупаю полис ОСАГО у фирмы в интернете, распечатываю его, ну, а вдруг сотрудник ГИБДД потребует от меня оригинал документа?

— В законе об ОСАГО прямо указано, что полисы могут быть приобретены как в обычном бумажном виде, так и в виде электронного документа: после оплаты страхователем полиса ОСАГО страховая компания направляет страхователю полис, созданный с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования, в виде электронного документа. Одновременно с направлением страхователю полиса в виде электронного документа страховая компания вносит сведения о заключении договора обязательного страхования в автоматизированную информационную систему обязательного страхования. Поэтому сотрудники ГИБДД не смогут потребовать предъявить именно бумажный полис, поскольку вы выполнили свое обязательство по приобретению полиса, который заносится в единую информационную систему. И у сотрудников Госавтоинспекции есть к ней доступ. Другой вопрос, есть ли сейчас у каждого инспектора техническая возможность, чтобы проверить подлинность документа на месте. Но в любом случае это уже его обязанность — найти полис ОСАГО в информационной системе и подтвердить данные. То есть в этом случае вы не будете считаться лицом, управляющим транспортным средством без полиса ОСАГО. При этом вы можете распечатать электронный документ, который вы получите от страховой компании, и при необходимости показать его сотруднику Госавтоинспекции.

Спасибо за беседу.

Пока готовился материал, стало известно о том, что Минфин России подготовил окончательные поправки в закон об ОСАГО. Планируется, в частности, полисы разделить на три вида — в зависимости от сумм страховых выплат. Кроме того, ведомство намерено аннулировать коэффициент мощности автомобиля при расчете цены полиса и дать страховщику право самостоятельно выставлять автовладельцу коэффициент нарушений ПДД. Центробанк считает поправки избыточными, защитники автомобилистов ожидают, что страховщики начнут насаждать продажи премиальных полисов, сообщает Коммерсантъ.ru.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть