Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.14 ↓

EUR 69.43 ↑

22 августа Вторник

Уфа   °

Дмитрий Игошин, адвокат: «От действий «Единого агента» по ОСАГО останутся в выигрыше только автовладельцы»

УФА, 23 сен 2016. /ИА «Башинформ», Сергей Захаров/.

В Башкирии рынок ОСАГО по-прежнему лихорадит. Деятельность «единого агента», который начал работу 30 августа, пока не принесла желаемых результатов. Очереди в офисах страховых компаний за получением полиса не исчезают, поток жалоб не прекращается. Страховщиков обвиняют в откровенном саботаже. Они же объясняют сложившуюся ситуацию тем, что в регионах активно действуют так называемые юристы-«мошенники», чья деятельность последние несколько лет приносила им исключительно убыток. Так ли это? Эксперт, профессиональный адвокат Дмитрий Игошин рассказал корреспонденту агентства «Башинформ» о том, как  юридические фирмы зарабатывают на «автогражданке» .

— Схема достаточно простая. У попавших в ДТП автовладельцев отдельные юристы либо юрфирмы покупают право требования к страховым компаниям, за сравнительно небольшие деньги. К примеру, страховая фирма должна выплатить, по предварительному расчету, 50 тысяч рублей. С пострадавшим в аварии связываются юристы или юридические компании и предлагают ему продать, допустим, за 30 тысяч право требования к страховой компании и уже самим взыскивать страховые суммы либо выписать на них доверенность. Клиент соглашается, подписывает соответствующий договор или составляет доверенность, получает деньги, из-за чего даже не пробует обратиться в страховую компанию напрямую (хотя, возможно, это было бы гораздо выгоднее с точки зрения размера полученных денег), и навсегда забывает о проблеме. Тем временем юристы проводят оценку ущерба транспортного средства, его утраченную стоимость, делают все подсчеты, проводят  экспертизы (как правило, через «своих» экспертов), а затем уже через суд взыскивают со страховой компании не 30 и не 50 тысяч рублей ущерба, а значительно больше. Соответственно, это и является их доходом. При этом юристы заинтересованы во взыскании страховых выплат именно в судебном порядке, минуя страховую компанию, для чего всячески избегают досудебного урегулирования. Но нельзя снимать ответственность и с самих страховых компаний, которые «заработали» себе такую репутацию, что люди лишний раз не хотят с ними связываться, поэтому так легко соглашаются с предложениями юристов.

В таком случае, куда смотрят юристы страховых компаний? Если это мошенничество, то почему они сидят сложа руки или просто ничего не могут доказать?

— А вот здесь вопрос — является ли это мошенничеством? В конечном итоге решение выносит суд. И только на его основании страховая компания выплачивает страховые суммы. Это означает, что у нас изначально механизм взыскания страховых выплат не идеален, в нем есть пробелы, в том числе и законодательные. Однако на данный момент все эти юристы, на которых ссылаются страховщики и которых они называют «мошенниками», действуют в рамках существующего правового поля. И я, например, не знаю ни одного случая, когда юристы привлекались бы к ответственности за мошенничество в этой сфере.

Поскольку решение выносит суд?

— Безусловно. Юристы лишь пользуются теми правами и возможностями, которые предоставляет им законодательство, в том числе процессуальное. Поэтому называть юристов мошенниками все-таки неправильно. Да, возможно, имеется некоторое злоупотребление и избегание досудебного урегулирования, но опять же, все их действия происходят в рамках правового поля. Кроме того, учитывая количество судебных дел в отношении страховых компаний и относительно небольшой штат юристов, защитить свои интересы по каждому делу страховым компаниям непросто.

А в этом случае сами страховые компании не могут предъявить претензии к автовладельцу, который продал свое право требования?

— Нет, поскольку между автовладельцем и юридической фирмой складываются чисто гражданско-правовые отношения. То есть любой гражданин может свое право требования продать кому угодно. Здесь нет никаких ограничений, поэтому никакие санкции к автовладельцам со стороны страховщиков не могут быть применены. Кроме того, каждый гражданин имеет право на квалифицированную юридическую помощь.

На Ваш взгляд, создание «единого агента» поможет хоть как-то разрулить ситуацию с оформлением и выдачей полисов ОСАГО?

— Отмечу, что не все страховое сообщество довольно решением Российского союза автостраховщиков и Центробанка о создании «единого оператора». Они относятся к такому шагу как навязанному сверху, поскольку это не решение бизнеса. На мой взгляд, страховые компании от убытков это не избавит. Единственные, кто останется в выигрыше, это автовладельцы, поскольку у людей хотя бы появится возможность приобрести полис ОСАГО. Это какой-никакой, но все-таки выход. К тому же мера эта временная, потому что с 1 января 2017 года в законодательство о страховании вносятся существенные изменения, согласно которым все страховые компании, работающие на территории России, обязаны обеспечить возможность приобретения полисов ОСАГО через интернет в электронном виде.

А что это даст?

— Во-первых, этот механизм поможет избежать больших очередей в офисах страховых компаний, навязывания ими дополнительных услуг и, соответственно, он должен исключить дефицит полисов ОСАГО. Кроме того, поправки в законодательство обязывают страховые компании осуществлять надлежащий технический контроль над своими информационными ресурсами для того, чтобы не было каких-то технических сбоев при продаже электронных полисов.  

То есть я покупаю полис ОСАГО у фирмы в интернете, распечатываю его, ну, а вдруг сотрудник ГИБДД потребует от меня оригинал документа?

— В законе об ОСАГО прямо указано, что полисы могут быть приобретены как в обычном бумажном виде, так и в виде электронного документа: после оплаты страхователем полиса ОСАГО страховая компания направляет страхователю полис, созданный с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования, в виде электронного документа. Одновременно с направлением страхователю полиса в виде электронного документа страховая компания вносит сведения о заключении договора обязательного страхования в автоматизированную информационную систему обязательного страхования. Поэтому сотрудники ГИБДД не смогут потребовать предъявить именно бумажный полис, поскольку вы выполнили свое обязательство по приобретению полиса, который заносится в единую информационную систему. И у сотрудников Госавтоинспекции есть к ней доступ. Другой вопрос, есть ли сейчас у каждого инспектора техническая возможность, чтобы проверить подлинность документа на месте. Но в любом случае это уже его обязанность — найти полис ОСАГО в информационной системе и подтвердить данные. То есть в этом случае вы не будете считаться лицом, управляющим транспортным средством без полиса ОСАГО. При этом вы можете распечатать электронный документ, который вы получите от страховой компании, и при необходимости показать его сотруднику Госавтоинспекции.

Спасибо за беседу.

Пока готовился материал, стало известно о том, что Минфин России подготовил окончательные поправки в закон об ОСАГО. Планируется, в частности, полисы разделить на три вида — в зависимости от сумм страховых выплат. Кроме того, ведомство намерено аннулировать коэффициент мощности автомобиля при расчете цены полиса и дать страховщику право самостоятельно выставлять автовладельцу коэффициент нарушений ПДД. Центробанк считает поправки избыточными, защитники автомобилистов ожидают, что страховщики начнут насаждать продажи премиальных полисов, сообщает Коммерсантъ.ru.

Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть