Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.39 ↓

EUR 68.24 ↑

9 декабря Пятница

Уфа   °

"О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Башкортостан в 2009 году"

20 мая 2010 года на заседании Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан выступил Уполномоченный  по правам человека в РБ Рим Каюмов с докладом "О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Башкортостан в 2009 году". Ниже публикуем полностью текст его выступления.

"Уважаемый Константин Борисович!

Уважаемые  депутаты,  члены Правительства и  приглашенные!

Представленный годовой доклад  подготовлен в соответствии со ст. 20 Закона республики «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Башкортостан» и основан на обобщенных результатах рассмотрения коллективных и индивидуальных обращений граждан, сведений, полученных в ходе посещений различных социальных объектов, учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, изоляторов временного содержания. Оценки и выводы о соблюдении прав и свобод человека сделаны исходя из реалий сегодняшнего дня и с учетом экономического и финансового потенциала Республики Башкортостан.

Полный текст годового доклада вам роздан для ознакомления,  поэтому в своем выступлении кратко  остановлюсь на основных  проблемных вопросах.

Уважаемые депутаты!

Право на жильё  в настоящее время остается одним из фундаментальных прав человека, и в плане их реализации в республике проводится активная работа по наращиванию темпов и объемов жилищного строительства, принимаются меры по реформированию системы жилищно-коммунального хозяйства, развивается малоэтажное строительство.

Однако на сегодняшний день более 44 тыс. семей в городах и районах республики нуждаются в социальном жилье. Только в Уфе в списке на улучшение жилищных условий числятся более 19 тыс. семей, которые не в состоянии приобрести жилье по ценам, сложившимся на рынке недвижимости.

Одним из болезненных вопросов остается снос ветхого жилья и переселение жильцов из аварийного жилищного фонда.

В соответствии с законодательством  при сносе  жилплощадь предоставляется, исходя из размера того помещения, которое ранее занимал выселяемый, при этом не учитывается количество членов семьи, их социальный статус, состоит ли семья на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Каждое обращение по данному вопросу связано с надеждами людей и требует внимательного подхода. Опыт  работы с подобными заявлениями показывает на пробелы в действующем законодательстве и на необходимость дополнения федерального жилищного законодательства нормой, направленной на защиту жилищных прав многодетных семей и граждан с тяжелыми хроническими заболеваниями.

Заявления граждан по жилищным вопросам являются самыми сложными в плане их  разрешения. Основными причинами, порождающими жалобы, является несовершенство  жилищного законодательства, недоступность ведомственных нормативных правовых актов, а также неумение гражданами отстаивать  свои жилищные права.

В связи с финансовым кризисом в стране вопросы защиты трудовых прав граждан находятся на особом контроле органов власти республики. Проводится постоянный мониторинг ситуации с выплатой заработной платы, пенсий, пособий, в сфере занятости населения и защиты от безработицы.

Анализируя обращения граждан, можно сделать вывод о том, что наиболее распространенными являются обращения, связанные с увольнением по различным основаниям, необоснованным и незаконным переводом, задержкой выплаты заработной платы.

В течение года продолжали поступать заявления граждан по поводу погашения долгов по заработной плате при банкротстве предприятий. Как известно, в соответствии с п. 9 ст. 142 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Указанное положение Федерального закона фактически нивелирует установленную Трудовым кодексом Российской Федерации гарантию получения работником заработной платы в полном объеме в случае введения в отношении предприятия-должника процедуры банкротства и приводит к несоблюдению гарантированного Конституцией Российской Федерации права каждого на вознаграждение за труд без каких-либо ограничений.

Имеют место факты, когда работодатели предприятий и организаций с частной формой собственности, индивидуальные предприниматели часто не соблюдают установленные трудовым законодательством гарантии работающим женщинам в связи с беременностью, родами и уходом за ребенком (ст. 255, 256 ТК РФ). Дискриминацией женщин является отказ отдельных руководителей коммерческих предприятий от выплаты пособий по беременности и родам.

Прошедший кризисный год еще раз подтвердил, что от возможности реализации гражданами права на труд зависит защищенность других прав гражданина, и в первую очередь уровень жизни членов его семьи.

Одним из приоритетов социальной политики, проводимой в республике, является государственная поддержка семьи, материнства и детства.  

Конвенция  ООН о правах ребенка устанавливает, что ребенок должен воспитываться в семье.

Развитие патронатного воспитания – это один из немногих цивилизованных путей полноценного воспитания и подготовки осиротевших детей к жизни. Посещение отдельных патронатных семей показывает, что дети в основном живут в хороших материальных и морально-психологических условиях. Тем не менее, отдельные случаи возврата приемных детей обратно в детские дома, трагедия, случившаяся в Кушнаренковском районе, говорят о том, что отбор патронатных родителей, обучение их педагогическим и другим навыкам должно проводиться более тщательно и ответственно.

Серьезной проблемой для детских домов пока остается взыскание алиментов с родителей для социальных сирот.  Основная причина – антиобщественный образ жизни родителей.  Государство, используя инструмент лишения родительских прав в отношении безответственных граждан, фактически облегчает им жизнь и не применяет принудительные меры воздействия по их исправлению и исполнению гражданских обязанностей в отношении своих детей и общества. Существующие на сегодняшний день меры воздействия, такие как уголовная и административная ответственность (штраф от 100 до 500 рублей), не дают ожидаемого эффекта.

Вопросам обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в республике  уделяется должное  внимание.  

Однако механизм обеспечения сохранности жилья до конца не разработан, по этой причине некоторые закрепленные дома и квартиры, пока ребенок находится в детском доме, приходят в аварийное состояние, становятся непригодными для проживания, известны случаи продажи их дальними родственниками.

Необходимо отметить, что зачастую руководители детских домов вынуждены заниматься взысканием алиментов, розыском родителей, установлением статуса ребенка, оформлением пенсий, закреплением жилья и др., в то время как решение указанных вопросов находится в компетенции соответствующих  правоохранительных органов и структур  власти.  

Изучение положения дел с обеспечением жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с посещением детских домов, патронатных семей и отдельных коррекционных школ-интернатов свидетельствует, о том, что принимаемые в республике  меры в основном обеспечивают защиту прав детей.      

В последние годы в республике проводится целенаправленная работа по повышению социальной защищенности граждан старшего поколения.

Все меры, предпринимаемые органами власти республики в отношении пожилых жителей, в первую очередь направлены на защиту их конституционных прав на жилище, достоинство личности, свободу совести и вероисповедания, на создание достойных условий проживания в старости.

Помещения домов-интернатов в основном оборудованы всем необходимым для обеспечения удобства проживания, проведения реабилитационных и других мероприятий.

Вместе с тем при посещении ряда домов-интернатов выявлены недостатки, касающиеся необходимости ремонта помещений, а также связанные с отсутствием приспособлений для лиц с ограниченными возможностями.

Кроме того, учитывая, что значительной части инвалидов с неизлечимыми заболеваниями требуется постоянный медицинский  уход, назрела необходимость создание  в республике зональных хосписов.

Анализ положения дел с соблюдением прав пожилых граждан, находящихся в домах-интернатах, показывает, что обеспечение их прав во многом зависит от компетентности и желания руководителей комплексных центров социального обслуживания населения и домов-интернатов. При равных возможностях сегодня уровень обеспечения прав проживающих в этих учреждениях, к сожалению, остается разным.

О выявленных нарушениях направлены письма в администрации муниципальных районов и Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, которые оперативно отреагировали на эти обращения и принимают все меры по устранению имеющихся недостатков.

Вопросы государственной социальной политики в отношении людей с инвалидностью становятся все более актуальными для Российской Федерации.

Инвалиды по-прежнему остаются одной из наиболее социально уязвимых групп населения. В последние годы ощутимых изменений их положения не произошло. Общее количество инвалидов в России превышает 10 млн. человек, из них более 700 тыс. детей. В республике проживает более 320 тысяч инвалидов, и они составляют  7,8%  населения  республики.

Сегодня основной проблемой является отсутствие безбарьерной  среды  для  жизнедеятельности  инвалидов.

Ни для кого не секрет, что инвалиды-колясочники и другие маломобильные группы,  лишены возможности свободного передвижения и реализации своих прав наравне с другими гражданами.

К сожалению, надо признать, что проверки, проведенные общественными помощниками Уполномоченного, показали, что наиболее часто посещаемые инвалидами здания территориальных учреждений Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, администраций муниципальных образований, судов, милиции, прокуратуры большей частью не соответствуют требованиям безбарьерной среды обитания и недоступны инвалидам.

Остаются сложности в вопросах обеспечения инвалидов современными средствами  реабилитации. Из-за законодательно установленной  заявочной системы инвалиды, которые по различным причинам не могут обращаться в соответствующие службы, лишаются реабилитационных услуг,  прав на льготы и социальную защиту.

Необходимо также отметить ненадлежащее исполнение со стороны контролирующих органов требования Федерального закона  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который предусматривает административную ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.  

Потенциальные возможности и способности инвалидов могут быть реально востребованы и реализованы только при условии формирования и развития среды, обеспечивающей беспрепятственный доступ их к объектам социально-бытовой и производственной инфраструктур, транспорта, связи и информации. Это будет способствовать созданию им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Республики Башкортостан.

Формирование гражданского общества и правового демократического государства требует создания сильной, независимой и доступной для населения судебной власти. Конституция Российской Федерации предусматривает обязанность государства обеспечить соблюдение прав и свобод граждан посредством правосудия. Судебная статистика последних лет свидетельствует о процессе непрерывного роста количества обращений граждан в суд за защитой своих прав и свобод.

Всеобщность принципа права на судебную защиту и возрастающая потребность в ее осуществлении ставят перед правосудием задачу создать условия для правового противостояния любым посягательствам на права и свободы гражданина.

Важной составляющей реализации конституционного права на судебную защиту является деятельность по исполнению судебных решений.

Правовые преобразования доказали, что недостаточно реформировать законодательство, необходимо, чтобы судебные решения были реализованы на практике. Принципиальную роль в этом играет сложившаяся система службы судебных приставов.

Следует отметить, что ни одному государству на протяжении веков еще не удавалось добиться такого уровня правового развития, когда судебные акты исполнялись бы добровольно, поэтому представляется важным, чтобы за эффективностью принудительного исполнения стояла не только сила, но и принципы гуманизма, уважения закона, прав и свобод человека.

Конституция Российской Федерации, устанавливая запрет на умаление достоинств личности, обязывает государство предоставлять защиту всем гражданам от таких покушений. Право требовать уважения к себе является неотъемлемым правом личности и не подлежит ограничению даже в условиях чрезвычайного положения.

Тем не менее, ситуация с соблюдением  прав на человеческое достоинство является одной из серьезнейших проблем и имеет  распространение прежде всего среди сотрудников органов внутренних дел, обладающих возможностью государственного принуждения.. Обращения граждан свидетельствуют, что зачастую производство процессуальных действий  сопровождается  некорректным поведением, при этом неоправданно ущемляются права лиц, не причастных к проводимым мероприятиям, парализуется деятельность организаций и предприятий. Подобные явления стали приобретать распространенный характер, используемые средства и методы работы зачастую не соответствуют нормативным установлениям.  

Вседозволенность приводит к  тому, что права граждан требуют защиты уже от самих правоохранительных органов,  об этом свидетельствует факты совершения в текущем году сотрудниками милиции тяжких преступлений с применением табельного оружия в Уфе и Альшеевском  районе.

В результате таких незаконных действий существенно нарушаются закрепленные Всеобщей Декларацией прав человека, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Конституциями РФ и РБ права граждан на достоинство личности и личную неприкосновенность, а также  охраняемым законом интересы государства и у граждан создается отрицательная оценка деятельности правоохранительных органов.

Принцип соблюдения прав человека, пострадавшего от преступных посягательств, приобретает особую значимость в работе государственных органов, деятельность которых направлена на пресечение правонарушений и преступлений, восстановление нарушенных прав, привлечение виновных к ответственности.

Существенное число жалоб – это жалобы граждан на процессуальные решения органов дознания и предварительного следствия.

Необходимо отметить, что Прокуратура Республики Башкортостан конструктивно относится к ходатайствам Уполномоченного в интересах граждан: необоснованные процессуальные решения отменяются, материалы направляются для производства дополнительной проверки, виновные в нарушении закона должностные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Необоснованное продление сроков предварительного расследования и приостановление производства по уголовным делам становятся причиной утраты доказательств и  приводят к невозможности восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, к нарушению конституционного права потерпевшего от преступления на доступ к правосудию и компенсацию причиненного вреда.

В течение года  поступали многочисленные обращения участников долевого строительства многоэтажных жилых домов с жалобами на нарушение их жилищных и экономических прав руководителями строительных компаний.

По данным МВД по РБ, с 2006 года было возбуждено и расследовалось 17 уголовных дел указанной категории, из них в суд направлено всего 8, по которым потерпевшими признаны 110 дольщиков. Длительное, порой более года, расследование, а также приостановление и даже прекращение предварительного следствия по уголовным делам по преступлениям, в которых пострадали сотни участников долевого строительства, являются недопустимым.

Нарушения прав потерпевших от преступных посягательств и равнодушного отношения к их проблемам со стороны органов, призванных стоять на страже интересов граждан, свидетельствуют о том, что назрела острая необходимость в принятии мер по повышению уровня культуры и профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов для исключения негативных явлений в их деятельности.

Соблюдение прав человека особую значимость приобретает также и в деятельности средств массовой информации. В последнее время на страницах печатных изданий публикуются сведения о возбуждении уголовных дел  с указанием конкретных персональных данных подозреваемых. При этом игнорируется конституционное установление о том, что каждый обвиняемый в преступлении считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в  законную силу приговором суда. Подобное игнорирование Конституции Российской Федерации, имеющей высшую юридическую силу и являющейся законом прямого действия, недопустимы.

Жалобы осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, составляют значительную часть обращений, поступающих в адрес Уполномоченного.

Следует отметить как положительную тенденцию  на снижение количества поступающих обращений на условия содержания, медицинское обслуживание.  

Вместе с тем вызывает обеспокоенность сложившаяся ситуация с трудовой занятостью осужденных. Объемы производства товарной продукции по УИС республики снизились на 16,9%, соответственно уменьшилось и количество трудоустроенных осужденных, а также  размер денежных средств, направляемых на погашение долгов по исполнительным производствам. Обеспечение осужденных питанием и предметами первой необходимости производится полностью за счет государства, а значит, ложится на плечи налогоплательщиков.

В 2009 году возросло количество обращений граждан с жалобами на неудовлетворительные условия содержания в изоляторах временного содержания МВД по РБ.

В процессе посещений ИВС  доводы заявителей находят свое полное подтверждение, при этом  выявляются многочисленные нарушения требований Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и  общепризнанных норм международного права.

Так, на территории республики расположено 58 изоляторов временного содержания, из них 15 размещены в подвальных и полуподвальных помещениях, 20 не оборудованы душевыми, в камерах 18 изоляторов нет санузлов, в 13 – водопровода, 5 изоляторов не имеют прогулочных дворов.

Выявленные нарушения норм Федерального закона непосредственно отражаются и на условиях несения службы сотрудниками милиции.

Так, если пребывание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания законом ограничивается 10 сутками в месяц, то сотрудники ОВД несут свою службу в условиях изоляторов годами.

В заключение  необходимо отметить, что, несмотря на имеющиеся проблемные вопросы, принимаемые  сегодня  руководством республики меры, направленные на повышение эффективности власти, ее открытости обществу, ответственности перед ним,   способствуют реализации конституционных прав человека.

Завершая свое выступление, позвольте    выразить слова признательности

прежде всего Президенту Республики Башкортостан Муртазе Губайдулловичу Рахимову, Руководству Государственного Собрания — Курултая РБ, депутатам, членам Правительства, а также руководителям министерств и ведомств, правоохранительных органов, главам администраций городских округов  и муниципальных районов за оказываемую поддержку и взаимодействие в деле защиты прав и свобод человека и гражданина.

Благодарю за внимание".

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть