Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.92 ↓

EUR 67.76 ↑

6 декабря Вторник

Уфа   °

Ришат Исхаков:"Местное самоуправление прочно вошло в нашу жизнь"

18 января в Уфе начинается семинар глав администраций муниципальных районов и городских округов Башкортостана, на котором будет обсуждаться ход муниципальной реформы в республике. Башкортостан — в числе первых российских регионов, приступивших к реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (N131) с 2006 года. Республика наработала большой конструктивный опыт в этой сфере. В январе 2009 года переходный период к новой системе местного самоуправления в России завершился, и 131-й Федеральный закон действует в полном объеме. Это расставляет новые акценты в проведении муниципальной реформы. Своими размышлениями по этому поводу с агентством «Башинформ» поделился председатель правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан», глава администрации муниципального района Иглинский район Ришат Исхаков.

— Ришат Сальманович, Башкортостан одним из первых приступил к реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как Вы оцениваете результаты муниципальной реформы в нашей республике?

— Сегодня можно с уверенностью сказать, что основные требования 131-го закона в республике выполнены. Проделана огромная работа, своевременно были созданы организационно-правовые и финансово-экономические предпосылки для становления органов муниципальных образований. Введена единая структура территориальной организации местного самоуправления по принципу двухуровневой системы на уровне поселений и муниципальных районов и городских округов, определены границы, разграничены полномочия. Каждый уровень бюджетов наделен собственными, законодательно закрепленными доходными и расходными обязательствами, формируемыми в соответствии с полномочиями.

В 2008 году была успешно проведена оптимизация количества сельских поселений, в результате которой их численность сократилась на 124 поселения. Сейчас в республике — 895 муниципальных образований, в том числе 9 городских округов, 54 муниципальных района, 14 городских и 818 сельских поселений. Сформирована необходимая законодательная база: Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан приняты более 40 нормативных правовых актов, регулирующих полноценное функционирование муниципалитетов. В Республиканском регистре нормативных правовых актов на сегодняшний день зарегистрировано более 9000 муниципальных актов. Идет дальнейшее совершенствование муниципального законодательства, особое внимание при этом уделяется развитию законодательства на местном уровне — разработке муниципальных нормативных правовых актов, поскольку вопросы местного значения охватывают широкий круг полномочий.

В целях поддержки и развития местного самоуправления у нас с 2001 года действует Совет по вопросам местного самоуправления при Президенте Республики Башкортостан, на уровне России такой Совет был создан только в конце 2007 года, что является еще одним показателем дальновидности политики руководства республики. Принята и действует Программа государственной поддержки и развития местного самоуправления в Республике Башкортостан на 2008-2010 годы, утвержденная Правительством республики и направленная на совершенствование местного самоуправления. В ходе муниципальной реформы внимание было обращено на устранение неопределённости в разграничении полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. В настоящее время муниципалитеты имеют четко очерченный круг собственных полномочий, хотя следует признать, что этот вопрос окончательно не решен.

Безусловно, муниципальная реформа значительно повышает авторитет и значимость местной власти, но при этом автоматически повышается и уровень ее ответственности. К нам переходят дополнительные полномочия, обязанности и, главное, – необходимость подкрепления своей деятельности финансовыми ресурсами. Объем полномочий, который перекладывается на муниципальный уровень, требует больших вложений из местного бюджета. Показатели этих обязательств велики. Однако у муниципалитетов отсутствуют финансовые возможности для реализации своих полномочий в полной мере. Практическая реализация 131-го Федерального закона выявила множество пробелов и недоработок в законодательстве о местном самоуправлении, над которыми в период реформы работали и российские, и наши республиканские парламентарии. По данным Минрегионразвития РФ, в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» уже внесено более 400 поправок, сейчас в него необходимо внести еще около 40-50 поправок. С недоработками этого закона нам, муниципалам, работающим на местах, приходится сталкиваться ежедневно. Поэтому следует сказать, что, хотя переходный этап в проведении муниципальной реформы считается завершенным 1 января 2009 года, нам еще долгие годы предстоит реформировать свое местное самоуправление. Прежде всего, требуется укрепить финансовые и экономические основы местного самоуправления, решить вопросы соответствия перечня полномочий местного самоуправления их финансовой обеспеченности, грамотного использования муниципального имущества, направить усилия на совершенствование кадровой политики, информационного обеспечения муниципальной реформы, активное привлечение к местному самоуправлению населения.

— Иглинский район, который Вы возглавляете, один из «продвинутых» в этой сфере. Как муниципальная реформа отразилась на жителях района? Какие «плюсы» и «минусы» выявила практика?

— Оценка муниципальной реформы, а значит и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» во многом зависит от успешного решения задач комплексного социально-экономического развития муниципальных образований. Можно отметить, что в Иглинском районе муниципальная реформа идет достаточно успешно, о чем свидетельствуют экономические показатели, развитие социально-культурной сферы.

Думаю, что жизнь местного населения за эти годы стала значительно комфортнее, благоустроеннее. Мы только за 2008-2009 годы отсыпали песчанно-гравийной смесью более 340 км дорог, большая работа проведена по установке уличного освещения, газификации, улучшению водоснабжения населения. Дети учатся в теплых оформленных классах, оснащенных в соответствии с современными требованиями информационного общества. Хорошие условия созданы в детских садах. За последние годы в районе появились многие услуги, из-за которых раньше иглинцы ездили в город, — автомойка, автосервисы, современные торговые комплексы, фитнес-клуб и другие. Появление всего этого говорит и о росте благосостояния иглинцев, и о наличии условий для развития предпринимательства, вливания инвестиций в развитие района.

В то же время следует уточнить, что рыночные механизмы, принципы самостоятельности и самодостаточности в районе начали действовать задолго до начала реформы. Район успел провести свое реформирование экономики. Наши преобразования дали особенно большой эффект в сельскохозяйственном производстве. Мы научились привлекать собственные средства в районный и местные бюджеты, в результате появилась возможность за счет собственных ресурсов укрепить материально-техническую базу образовательных, культурных, медицинских учреждений, жилищно-коммунального комплекса, направить средства из районного бюджета на благоустройство населенных пунктов. В районе все больший вес приобретает малый бизнес. Органы муниципальной власти оказывают всемерное содействие развитию предпринимательства в соответствии с районными программами. Особое внимание уделяется сельхозпредприятиям, материально-техническая база которых основывается на сочетании муниципального имущества и частных инвестиций. В период их становления районная власть помогала хозяйствам безвозмездными районными дотациями, которые направлялись на удешевление ГСМ, приобретение семян, удобрений, высокопородного скота. Приобретение хозяйствами новой сельскохозяйственной техники стимулировалось выделением из муниципального фонда прицепного сельхозинвентаря, других сельскохозяйственных машин. К сожалению, объемы этой помощи снизились в связи с кризисом.

Один из острых вопросов для сельскохозяйственных районов, в том числе и для Иглинского – подготовка кадров  массовых сельских профессий и создание условий для молодых специалистов, чтобы они после учебы возвращались в село. Наш район пригородный, есть более широкий выбор для устройства на работу. Многие иглинцы работают в городе. И хотя у нас хорошая заработная плата  в сельском хозяйстве, недостаток рабочих рук чувствуется, особенно квалифицированных кадров. Сельскохозяйственное производство не стоит на месте, новая техника, особенно импортная, основанная на электронных механизмах, требует подготовленных специалистов. Актуальность этой проблемы очевидна. В прошлом году издан Указ, по которому все выпускники учебных заведений агропромышленной направленности будут получать при устройстве на работу в сельской местности ежемесячную доплату, предусмотрены и «подъемные» на приобретение жилья. Республика, район многое делают для молодых специалистов, но останавливаться не нужно. Очень важно, что растет и социальная ответственность бизнеса, руководителей сельскохозяйственных предприятий. Многие предприниматели-аграрии занялись строительством служебного жилья. Например, у нас в районе этим занимаются ООО «Агротех», ООО «Загорье», КФХ Масягутова, ООО «АгроВесна».

Для рыночных отношений характерна самостоятельность в принятии решений, люди надеются в основном на себя и ответственность за результаты берут также на себя. Субъекты экономической деятельности стремятся работать прибыльно, чтобы не лишиться собственных капиталов. Эти же принципы — в основе местного самоуправления, когда муниципалитеты живут и развиваются самостоятельно, отвечая за свои решения. Значительные, в том числе внеплановые средства выделяются для решения социально значимых вопросов. Мы помним, что качество жизни граждан зависит от того, насколько эффективна власть на самом близком к населению уровне. Тем более, что государство свои обязательства перед населением в последние годы все больше и больше перекладывает на плечи муниципалитетов. Основная цель, над которой работает руководство района, – это удовлетворение насущных потребностей населения. Муниципальную власть можно назвать поставщиком всевозможных услуг населению (вода, газ, электричество, тепло и т.д.). Мы являемся прямыми гарантами предоставления разных услуг, и от нашей работы во многом зависит их своевременность и качество, социальная стабильность в районе. Но для того, чтобы в полном объеме выполнять перед населением обязательства, определенные законом, требуется крепкая экономическая, финансовая база местного самоуправления. Как показывает практика, она пока недостаточна для исполнения органами местного самоуправления своих полномочий.

Опыт Иглинского района показывает, что требуется продолжить наведение порядка в главных вопросах местного самоуправления, к которым относятся более четкое разграничение прав, обязанностей, ответственности и ресурсов. Необходимы поправки в налоговое и бюджетное законодательство, которые бы более справедливо определили  источники финансирования, механизмы финансового обеспечения полномочий. Те налоги, которые в настоящее время закреплены законом за муниципальными образованиями, недостаточны. Нужны такие налоги, которые бы дали районам стимул для развития экономики, предпринимательства. Стоит отметить, что органы местного самоуправления более эффективно работают со своей доходной базой, с наращиванием собственного налогового потенциала. Примером может служить налог на прибыль. Механизмы сбора этого налога утеряны, у района осталась только социальная составляющая, а экономических стимулов для развития производства нет. В то же время доля земельного налога в общем объеме собственных доходов сельских поселений с тех пор, как он стал одним из основных источников пополнения местного бюджета, возросла с 2% в 2006 году до 32 % в 2009-м.

Главным администратором налоговых доходов бюджета являются налоговые органы. Именно они должны обеспечивать поступление в бюджет таких  налоговых доходов, как земельный налог, налог на имущество физических лиц, НДФЛ и так далее. Несмотря на то, что налажено взаимодействие налоговых структур и сельских поселений по уточнению налоговой базы, у нас в Иглинском районе, например, имеется недоимка по налоговым доходам в сумме около 8 млн. рублей, которая считается резервом исполнения бюджетов. Серьезным фактором, ухудшающим положение по недоимкам, является и тот факт, что с 2007 года изменились структура и принципы работы налоговых органов. В связи с этим считаю, что было бы гораздо эффективнее сосредоточить администрирование данных налогов на местах — в сельских поселениях, где есть заинтересованность, и, соответственно, собираемость была бы выше.

Еще одной проблемой является сегодняшний механизм кадастровой оценки земли, на основе которого исчисляются налоги. Не всегда понятные методы оценки: в одних случаях занижают возможные налоги, в других — делают их неподъемными для развития производства, тормозят развитие предпринимательства на земле.

Несмотря на то, что полным ходом идет развитие муниципалитетов, государство в некоторых случаях неохотно отдает свои полномочия. Так, во многих отраслях существуют так называемые ГУПы – государственные унитарные предприятия, эффективность которых недостаточна. Неэффективные формы хозяйствования, свойственные данному типу предприятий, приводят к тому, что функционируют они на грани банкротства. В этом случае даже МУПы (от которых мы тоже постепенно уходим) более эффективны, потому что администрация как учредитель следит за хозяйственной деятельностью таких предприятий, стремится к их развитию. Государство же обезличено, получается, что нет хозяина. А отсутствие хозяйского отношения привело к разорению этих предприятий, к безработице и социальной напряженности.

Одна из ключевых задач, над решением которой мы работаем в Иглинском районе, — расширение собственных доходных источников. Дополнительные средства бюджета следует направлять, прежде всего, на повышение комфортности проживания иглинцев (асфальтирование и ремонт дорог, газификация населенных пунктов, расширение и ремонт водопроводных сетей, улучшение качества энерго- и теплоснабжения, благоустройство и т.д.).

Еще один вопрос, который, на мой взгляд, требует решения, — это продолжение процесса децентрализации полномочий. Степень самостоятельности местной власти должна возрастать по всем вопросам. Следует прислушаться к словам Президента России Д.А. Медведева: «Местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху». Опыт Иглинского района подтверждает правильность курса на укрепление местного самоуправления, а значит, укрепление самостоятельности и повышение ответственности местной власти. К слову, Совет муниципального района Иглинский район принял решение о разработке и введении форменной одежды муниципальных служащих. Мы считаем, что это нововведение будет способствовать организационному усилению местной власти, дисциплинировать ее. Кроме того, это даст возможность населению знать местную власть, что называется, «в лицо».

— С 2008 года Вы являетесь председателем Правления Ассоциации  "Совет муниципальных образований Республики Башкортостан". Какова роль Ассоциации в реализации муниципальной реформы в нашей республике?

— Роль Ассоциации в реализации муниципальной реформы в нашей республике, можно сказать, огромная. Основными направлениями в ее деятельности являются выработка единой позиции в решении социально значимых проблем, участие в формировании республиканских и межмуниципальных программ комплексного социально-экономического развития территории, сбор и анализ информации по вопросам организации и осуществления местного самоуправления,  подготовка и переподготовка кадров муниципальных служащих, учеба депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, оказание методической, консультативной помощи муниципальным образованиям. Так, на базе сайта Ассоциации создана страница «Кабинет юристов», мы хотели бы, чтобы этот «Кабинет юристов» стал объединяющей площадкой для муниципальных юристов в решении всех практических вопросов.

Ассоциация совместно с Администрацией Президента Республики Башкортостан участвует в организации курсов повышения квалификации для муниципальных служащих, выездных семинаров-совещаний по наиболее актуальным вопросам. Например, в октябре 2009 года проведен однодневный семинар-совещание для юристов органов местного самоуправления, сейчас в январе (18-22 января) пройдет недельное обучение глав муниципальных районов и городских округов, в марте планируется провести выездные кустовые семинары для глав и управляющих делами сельских поселений.

В рамках реализации положений Программы государственной поддержки и развития местного самоуправления Ассоциация принимала активное участие в подписании Соглашений о сотрудничестве между нашими муниципальными образованиями. В целях совершенствования деятельности местной власти идет постоянное уточнение уставов муниципальных образований, усиливается сотрудничество со структурами республиканских и федеральных органов власти.

Одна из главных задач Ассоциации — обеспечение представительства местного самоуправления в диалоге с государством, исполнительными органами власти регионального и федерального уровня, в связи с чем Ассоциация принимает участие во всех мероприятиях, касающихся органов местного самоуправления. Представляет интересы муниципальных образований республики и на общероссийском уровне — через такие организации, как Общероссийский Конгресс муниципальных образований и Всероссийский Совет местного самоуправления.

— Ришат Сальманович, какие задачи в реформировании местного самоуправления, на Ваш взгляд, сегодня выходят на первый план?

— Первоочередной задачей для всех нас является, конечно, увеличение финансовой обеспеченности муниципальных образований, т.е. обеспечение самодостаточности, возможности реализации своих полномочий, создание благоприятных условий для населения.

Для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов выделены субсидии в сумме 8 925,3 млн.рублей (или 33,8%). Как видим, в основном все муниципальные образования — дотационные, и это положение надо исправлять. Каким образом? Поддержкой и созданием благоприятных условий для развития предпринимательства, что создаст новые возможности для дополнительного поступления налогов в местные бюджеты, увеличения числа рабочих мест, развития инфраструктуры муниципального образования.

Наряду с этим одной из основных задач является доведение до конца процесса разработки и принятия схем территориального планирования в соответствии с требованиями нового Градостроительного кодекса Российской Федерации. На данный момент  только у 27 муниципальных районов имеются такие схемы, в 6 муниципальных районах выполнена топографическая основа для разработки схем территориального планирования. Из 20 городов республики новые генеральные планы разработаны в 12. Из 40 административных центров муниципальных районов новые генеральные планы имеют 24 сельских поселения. Эту работу надо завершить в ближайшее время, поскольку без генерального плана, схемы территориального планирования говорить о дальнейшем развитии и становлении муниципальных образований не имеет смысла.

Также необходимо наладить более четкое взаимодействие с государственными структурами власти. Так как приняв Федеральный закон  о местном самоуправлении, государственная власть фактически отделилась от самоуправления. Несмотря на многие недоработки в самом законе, отсутствие у многих муниципальных образований достаточной финансовой базы, государство, устраняясь от многих проблем, передает их решение на местный уровень. Например, содержание и развитие жилищно-коммунального комплекса практически полностью легло на плечи муниципалитетов. А ведь это — решение жилищных проблем многих категорий граждан, обеспечение теплом, электричеством, водой, газом, организация пожарной безопасности. Малопонятно, каким образом сельским поселениям с дотационным бюджетом решать столь стратегические задачи. В этом случае, видимо, должны быть пересмотрены вопросы территориальной подчиненности обслуживающих организаций.

Одной из гарантий местного самоуправления, определенной российской Конституцией, является «запрет на ограничение прав местного самоуправления». Но, по сути, многие механизмы функционирования местного сообщества не урегулированы на федеральном уровне. Получается, что, передав многие полномочия на места, государство в лице федеральных органов не исполнило многие свои функции своевременно и в полном объеме. Попытки самостоятельно разработать действенные механизмы или усилить работоспособность существующих сталкиваются с противодействием контролирующих и надзирающих органов. Поэтому следует серьезно поработать над вопросами пересечения полномочий между органами местного самоуправления и государственной власти.

Становление местного самоуправления невозможно без повышения эффективности работы муниципальных служащих. Особенно остро этот вопрос стоит в сельских районах. Для развития муниципальных образований, эффективного управления хозяйственной базой, финансовыми средствами необходимы профессиональные кадры. «Кадровый голод» в муниципалитетах ощущается повсеместно. Эта проблема хорошо мне известна и как председателю Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан». Работа в этом направлении ведется. В республике сформирована и развивается эффективная система подготовки и переподготовки управленческих кадров, необходимых для обеспечения государственного строительства и организации местного самоуправления в районах и городах. В эту систему входит ряд ведущих и признанных в России высших учебных заведений, а также учреждения среднего профессионального образования. Администрацией Президента, Правительством республики, министерствами и ведомствами, Ассоциацией "Совет муниципальных образований Республики Башкортостан" постоянно проводятся выездные семинары-совещания по наиболее актуальным вопросам осуществления полномочий органами местного самоуправления. Кроме этого, каждый район также проводит своего рода семинары для глав и специалистов муниципальных образований по вопросам местного значения. В нашем Иглинском районе каждый вторник проводятся совещания глав сельских поселений, на которых обсуждаются не только насущные вопросы, но и проводятся методические семинары, обсуждаются приоритетные направления развития сельских поселений и района в целом.

Конечно, остается проблемой для многих муниципальных образований (даже и довольно состоятельных) возникшее противоречие, связанное с ростом притязаний, ожиданий, возрастанием уровня потребностей населения и невозможностью их полного удовлетворения в связи с нехваткой денежных средств. Ни для кого не секрет, что если раньше население было радо общественному колодцу в центре деревни, то теперь требуется центральный водопровод, канализация и тому подобные блага. Это, конечно, говорит о возрастающем уровне жизни, качественном изменении потребностей. Но скромные бюджеты муниципальных образований не соответствуют этим новым запросам жителей. Исходя из этого, еще одна важная задача муниципальной реформы – активизация, привлечение населения к развитию местного самоуправления, что, несомненно, поможет в решении основополагающих задач по его жизнеобеспечению на местах, учитывать его мнение о работе местной власти. В общем, задач перед нами – множество. Чему-то надо будет научиться, что-то разработать самим, но основное уже сделано — местное самоуправление прочно вошло в нашу жизнь.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть