Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.91 ↑

EUR 68.50 ↑

8 декабря Четверг

Уфа   °

Муртаза Рахимов: "Новации нужны там, где их ждут, в условиях кризиса очень важно поддержать тех, кто хочет и может успешно работать"

Президент Башкортостана Муртаза Рахимов в интервью агентству "Интерфакс" рассказал об антикризисных мерах, предпринимаемых в регионе, о социально-экономическом развитии республики, о роли средств массовой информации в консолидации общества. Ниже приводим текст интервью:

"- Уважаемый Муртаза Губайдуллович, как по Вашей оценке, кризисные явления отразились на Башкирии?

Оказались ли эффективными принятые правительством республики антикризисные меры?

Говорят, что кризис помогает открывать новые направления развития и использовать ранее не востребованный потенциал. Открылись ли в этом аспекте новые возможности для республики?

— Кризис стал проверкой для стратегии социально-экономического развития Башкирии, которая поэтапно реализуется с начала 90-х годов прошлого века. Мы с самого начала понимали, что успеха можно достичь, прежде всего, опираясь на свои силы, возможности. Если вы производите товар, который с удовольствием берут на собственном рынке сбыта, значит, экономика развивается в правильном направлении.

Мы живем и работаем в зоне рискованного земледелия.

Это формирует понимание, что урожайные и неблагоприятные года сменяют друг друга. Поэтому всегда надо быть готовым к любому повороту событий, иметь необходимый запас, не увлекаться погоней за сиюминутной выгодой. Мы дорожим сформированными возможностями промышленного производства. Считаем, что нужно развивать аграрный потенциал региона. Важно удержать качество и найти новые направления подготовки и занятости кадров. Мы были достаточно консервативны, определяя и развивая те экономические направления, в которых уже имели крепкие позиции. В то же время есть понимание, что их перспектива в технологическом перевооружении, выпуске инновационной продукции с такими потребительскими качествами, которые востребованы рынком. Новации нужны там, где их ждут. Например, за последние двадцать лет многое сделано для развития предпринимательства в республике. Это востребовано, и сегодня многие хотят работать на себя, производить продукцию и услуги, которые нужны им самим и тем, кто живет с ними рядом. Радует, что большую и целенаправленную помощь в этом оказывают президент России и федеральное правительство. Считаю, что в условиях кризиса очень важно поддержать тех, кто хочет и может успешно работать. То, что здесь мы не только нашли взаимопонимание, но и необходимые бюджетные ресурсы и немалые, действительно помогает преодолевать кризисные явления. Еще одно успешное направление — госпрограмма капитального ремонта жилого фонда. Во-первых, это проблема давно назревшая и затрагивающая интересы большинства жителей, во-вторых, в условиях, когда существенно сократился объем частных инвестиций в жилищную отрасль, госзаказ оказался очень своевременной мерой, позволившей загрузить ремонтные и строительные организации. А они по цепочке дали объемы и торговым, и производственным, и транспортным предприятиям. В итоге мы сохранили рабочие места, серьезно продвинулись в решении важной социально-экономической проблемы, да и бюджет в накладе не остался. Вот такие федеральные инициативы мы всегда с удовольствием поддержим и будем надежными помощниками в их осуществлении. Кризис, конечно, замедлил реализацию ряда программ в экономике и социальной политике. Но есть в нем и положительный момент. Он наглядно отделил способных и грамотных руководителей от тех, которые только на словах и на бумаге бойко отчитывались о своих успехах. Сейчас людей по делам хорошо видно. Уверен, что и СМИ должны сыграть свою роль в консолидации всех здоровых сил общества. Необходимо широкое информирование населения о мерах, принимаемых на государственном уровне, по преодолению кризисных явлений и смягчению их социальных последствий, о позитивном опыте трудовых коллективов, общественных организаций и отдельных граждан. Это конкретная, крайне важная работа по доведению до каждого человека сути сложившейся ситуации в экономической сфере, разъяснению нашей антикризисной политики. — Как, по Вашему мнению, в новых условиях проявили себя СМИ, оказались ли они готовы к объективному освещению событий, или только нагнетали панические ожидания катастрофы? — Средства массовой информации — они очень разные, невозможно всех одинаково оценивать. Вот агентство "Интерфакс", считаю, зарекомендовало себя как солидный и заслуживающий доверия канал информации. Просматриваю много различных газет, журналов, телевизионных программ. К сожалению, не все можно отнести к категории профессиональных, объективных, в том числе и среди тех, кто претендует на статус серьезных и влиятельных. Не хватает журналистов, которые действительно понимают суть проблемы. Звонкая фраза не может заменить глубокого анализа ситуации. Для этого надо быть в центре событий, общаться с профессионалами своего дела. Их сегодня подменяют некими "экспертами" или "источниками". В результате сильно искажаются основания происходящих процессов, начинают обсуждать не факты, а домыслы. Считаю, что каждый должен чувствовать ответственность за сказанные слова. Тогда и понимание как справляться с кризисными явлениями будет ясным. Люди от нас ждут выверенных решений. Поэтому мы очень тщательно проверяем всю поступающую информацию. Когда сам бываешь на предприятиях, в районах, то чувствуешь ситуацию изнутри. И у людей уверенности больше появляется. Они понимают, что их не бросают в трудную минуту, всегда готовы помочь справиться со сложной ситуацией. Поэтому у нас и нет паники или ожидания катастрофы. В республике спокойная рабочая атмосфера. Когда человек делом занимается, ему паниковать некогда. — В свою очередь, сумела ли власть целенаправленно сотрудничать со СМИ, своевременно информируя общество о своих действиях, целях и задачах? — Сотрудничество — это дорога с двусторонним движением. Мы со своей стороны всегда готовы к откровенному разговору. Если кто хочет получить объективную картину происходящих в республике процессов, пожалуйста, смотрите материалы на наших информационных каналах, обращайтесь к любым ответственным руководителям. У нас все открыты к общению. Только здесь тоже не надо палку перегибать. Людям надо разъяснять действия власти. Но надо понимать, что ждут они от нас не слов, а конкретного решения их проблем. И большую часть своего рабочего времени мы уделяем практическим вопросам. Что толку призывать вовремя платить зарплату, создавать рабочие места или заниматься инновациями. Этим надо повседневно, по-деловому заниматься. Так, чтобы и ответственность каждый чувствовал за порученный участок работы, и необходимые полномочия имел для решения проблем. Мы никогда не навязывали наше сотрудничество. Если СМИ ангажировано, имеет оплаченный заказ, то бесполезно призывать их быть честными и беспристрастными в работе. Есть такая проблема, что о Башкирии пишут, просто придумывая, передергивая факты, цифры. Это все пусть будет на совести заказчиков и исполнителей таких материалов. Они свою репутацию подрывают. Если хотите действительно понять республику, приезжайте, смотрите, сравнивайте сами. Интересна бывает реакция журналистов, которые, начитавшись разных небылиц, сталкиваются здесь с реальной жизнью. Удивляются. Вот к жизни поближе надо быть, а не только по интернету о Башкортостане судить. Наши цели и задачи мы не скрываем, в ежегодных посланиях Госсобранию — Курултаю республики они обстоятельно изложены. Там и направления работы на ближайший год, и перспективные задачи, требующие целенаправленных усилий в течение более продолжительного времени. Наша задача работать, чтобы у прессы были информационные поводы для рассказа об интересных начинаниях, результатах. А от СМИ ожидаем объективного и профессионального освещения событий. Так вижу наше сотрудничество. — Какой позитивный опыт наработан в РБ по взаимодействию власти и СМИ, а чему еще стоит поучиться? Как следует воспринимать критические публикации в прессе, ведь Вы однажды сказали по этому поводу, что на то и щука в реке, чтобы карась не дремал? — Сделано немало. В Башкирии создали спутниковое телевидение, есть на государственном уровне поддержка региональных и муниципальных изданий, готовим в вузах кадры для СМИ. У нас решен вопрос с созданием СМИ, вещающих на нескольких языках народов, населяющих республику. Сегодня оперативно работают и официальные сайты органов власти, на которых размещаются самые актуальные новости. На всех важных и крупных мероприятиях журналистам предоставляется возможность быть лично, получать материал из "первых рук". Чему еще стоит поучиться? Знаете, пока работаешь, жизнь учит постоянно. Мы на месте не стоим. Мы за то, чтобы журналисты поднимали темы актуальные для людей, для развития республики. Если проблема есть, от нее бесполезно прятаться. Вскрыть ее, поставить правильный диагноз, может и помочь найти необходимое решение — в этом, на мой взгляд, заключается профессиональный долг журналиста. В этом случае он востребован обществом. Критика нужна и полезна, когда человек действительно разбирается в проблеме, понимает пути ее решения, технологию, имеет практический опыт. Вот такая "щука" не позволит дремать. А то встречаются "премудрые пескари", которые сами ничего делать не умеют, но все, что вокруг них происходит, вдоль и поперек критикуют. Не вижу пользы от такой деятельности. Безусловно, есть проблемы, которые вызывают у людей критическое отношение. И мы должны говорить о них прямо, совместно искать решения, делами, а не лозунгами улучшать действительность. Только совместная созидательная работа позволяет нам выходить на новые рубежи развития общества, повышать качество жизни людей. Открывшиеся возможности для получения большого объема информации стали не только благом, но и принесли с собой серьезные проблемы, связанные с сохранением безопасности информационной среды. Некоторые круги пытаются продавливать свои интересы, используя новые приемы идеологического воздействия. Они надеются, что можно безнаказанно применять методы, способствующие дискредитации народных традиций, потаканию низменным инстинктам, разрушению моральных принципов, нарастанию экстремистских и нигилистических настроений. Сохранение информационной безопасности в государстве в условиях процессов глобализации — это проблема не только СМИ. Настало время обновить подходы к пониманию смысла угроз, которые несут в себе информационные диверсии и войны. Необходимо выработать правовые и организационные принципы функционирования информационного пространства, признать, что новые системы массовых коммуникаций относятся к системе СМИ и на них также должны распространяться существующие в этой сфере юридические нормы. — В период кризиса с рынка уходит так называемая "желтая" пресса, глянцевые издания, в то же время наиболее востребованными становятся СМИ, зарекомендовавшие себя как объективно рассказывающие о событиях. Отмечается ли эта тенденция в республике, и как Вы к этому относитесь? — Мне сложно сказать, кто уходит с рынка, кто остается. Издательский бизнес — это не моя сфера деятельности. Но буду рад, если действительно после кризиса станет больше объективных солидных средств массовой информации".

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть