Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.39 ↓

EUR 68.24 ↑

9 декабря Пятница

Уфа   °

Что стоит за рейтингами?

Приближение выборов избиратель ощущает не только по начавшейся в СМИ агитации кандидатов, но и по всевозможным социологическим опросам на эту тему, в которых приходится участвовать самому или результаты которых регулярно сообщаются посредством тех же СМИ. Как относиться к этим цифрам и что реально стоит за ними? С этим вопросом корреспондент агентства...

Приближение выборов избиратель ощущает не только по начавшейся в СМИ агитации кандидатов, но и по всевозможным социологическим опросам на эту тему, в которых приходится участвовать самому или результаты которых регулярно сообщаются посредством тех же СМИ. Как относиться к этим цифрам и что реально стоит за ними? С этим вопросом корреспондент агентства "Башинформ" обратился к исполняющему обязанности руководителя Научно-исследовательского центра проблем управления и государственной службы БАГСУ, кандидату политических наук Владимиру Савичеву.

Выбор Президента Российской Федерации уже сделан — такой главный вывод напрашивается после изучения данных социологических опросов, предоставленных крупнейшими отечественными центрами изучения общественного мнения, — сказал Владимир Савичев. — Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд общественного мнения (ФОМ), Левада-Центр единодушны — по ожиданиям населения, по мотивации голосования, по распределению статусных позиций Дмитрий Медведев — неоспоримый лидер.

Практика проведения опросов показала, что наиболее близкий к реальности прогноз получается не при формальном пересказе полученных результатов, а на основании моделей динамического моделирования поведения. Такой прогноз ВЦИОМ сделал 31 января 2008 года. По мнению социологов, при ожидаемой электоральной активности 2 марта в 70,7 процента, за Дмитрия Медведева проголосуют 74,8 процента, за Геннадия Зюганова - 12,8 процента, Владимира Жириновского — 11,5 процента, Андрея Богданова - 0,9 процента избирателей. Итоги опросов, опубликованные двумя другими исследовательскими центрами, дают еще более разительный отрыв основного претендента (77 — 82 процента) по отношению к оппонентам. По разным данным, от 84 до 88 процентов респондентов абсолютно убеждены, что Медведев победит без всяких сомнений.

Более того, даже среди сторонников других кандидатов уже царит уныние, поскольку их большинство уверено — позиции преемника Владимира Путина в общественном сознании уже не изменить. Около одного процента твердых сторонников Владимира Жириновского еще верят в чудо, что их кумир сможет стать во главе страны. Среди коммунистического электората оптимистов, свято верящих в победу Геннадия Зюганова, гораздо меньше.

Есть ли объективные факторы такого поведения? Данные российских опросов и фокус-групп, проведенных исследователями Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, позволяют ответить на этот вопрос. Прежде всего, это - прагматизм людей. Мало кто встречался напрямую с претендентами и может поручиться, что именно этот человек сможет справиться с обязанностями высшего должностного лица государства. Поэтому выбор делается на основании мнения тех, кому в политических вопросах привыкли доверять. Для 72 процентов таковым является Владимир Путин. Очень мало сомневающихся в его способностях достигать заявленных целей. Поэтому все эти факторы вместе сформировали доминирующую позицию: предложенную Владимиром Путиным кандидатуру можно поддержать. В жизни такая логика очень распространена — не уверен сам, спроси у знающего человека.

Второй фактор. Из трех самых известных кандидатов Медведева не поддерживают ни при каких условиях лишь шесть процентов, тогда как Жириновского 43 процента, а Зюганова 40 процентов. Необычайно высок и антирейтинг Богданова — на один процент его сторонников приходится 35 процентов отчаянных противников. На этом фоне сложно ожидать, что кто-то из аутсайдеров сможет изменить электоральную картину.

Третье. "От добра — добра не ищут" гласит народная мудрость. Если бы социально-экономическая ситуация в стране не улучшалась девять лет подряд, то можно было бы рассчитывать на желание людей власть поменять. Для любой демократической страны успешные политики всегда желанны. Гельмут Коль был в Германии канцлером 16 лет, Франклин Рузвельт четыре раза избирался на пост Президента США. Поэтому нет желания менять политический курс и у большинства россиян.

Возросший потребительский потенциал наших сограждан подтвердили и проведенные ВЦИОМ опросы. За три последних года существенно снизилась доля опрошенных, которым из-за нехватки денег пришлось отказаться от оплаты образовательных услуг детям (с 14 до девяти процентов) и взрослым членам семьи (с 13 до восьми процентов), поездок к родственникам и друзьям (с 34 до 27 процентов). Стало меньше тех, кто вынужден экономить на предметах домашнего обихода (с 40 до 32 процентов), одежде или обуви (с 42 до 31 процента), продуктах питания (с 20 до 16 процентов). Возросло число тех, кто в случае необходимости сможет воспользоваться платными медицинскими (с 37 до 46 процентов) и образовательными услугами (с 21 до 30 процентов). 18 процентов россиян имеют возможность систематически оплачивать подобные услуги.

Может ли что-то поколебать высокий уровень поддержки Дмитрия Медведева? Практика президентских выборов 2000-го и 2004 года показала, что в последние две недели перед выборами за счет активизации менее рациональных и более эмоциональных избирателей рейтинг основного претендента несколько снижался, но в пределах трех — пяти процентов. Ближайшее будущее покажет, учли ли эти уроки организаторы избирательных кампаний кандидатов в 2008 году.

Автор: Марина Шумилова

Теги: рейтинги
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть