Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.39 ↓

EUR 68.24 ↑

9 декабря Пятница

Уфа   °

Евгений Карепанов: "В Налоговом кодексе необходимо пересмотреть статьи, касающиеся формирования местных бюджетов"

Второй год Башкортостан реализует Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положивший начало новому этапу реформирования местной власти в стране. О местном самоуправлении нынче говорят много, не обделяет его вниманием и руководство. Как правило, речь идет об общей...

Второй год Башкортостан реализует Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положивший начало новому этапу реформирования местной власти в стране. О местном самоуправлении нынче говорят много, не обделяет его вниманием и руководство. Как правило, речь идет об общей политике в этой сфере, а вот как эта политика реализуется на местах и каковы ее практические результаты, пока не очень понятно. Именно об этом наш разговор с председателем Совета муниципального района Белорецкий район, секретарем местного политсовета партии "Единая Россия" Евгением Карепановым.

— Евгений Яковлевич, как работается местной власти в рамках нового закона о местном самоуправлении?

— Начнем разговор с того, что реформа местного самоуправления действительно назрела. Ведь изначально, с момента "запуска" реформы в 90-х годах, отношение к местным властям формировалось по принципу — они отделены от государства, они сами по себе. И местная власть "разгребала" свои "завалы" — а их всегда хватало, не имея для этого ресурсов. Поэтому принципиально важно изменить отношение к муниципальному сообществу. Нормальное отношение — это когда проблемы муниципалитетов волнуют все общество, и когда в бюджетном процессе они задействованы на основании реального диалога между властью и местным самоуправлением, оценки реальных расходов, выделении необходимых ресурсов.

Местная власть первой сталкивается с конкретными проблемами людей, ведь она рядом, к ней обращаются по любому вопросу. Президент нашей республики неоднократно подчеркивал, что деятельность органов местного самоуправления должна быть направлена на улучшение жизни людей, обеспечение их законных прав и интересов. Это — наша главная задача.

— И как удается ее выполнять?

— Скажу честно, непросто. В местном самоуправлении скопилось немало проблем, многие из них уже стали хроническими. Более того, реформа обостряет их и способствует возникновению новых "недугов". И все упирается в финансирование местной власти. Ведь сейчас оно идет от достигнутого. Берутся итоги прошлого года, набрасывается несколько процентов на инфляцию, иногда еще немного добавляется. И при этом не учитывается, что за время реформ 90-х годов у местной власти накопилось множество долгов, например, кредиторская задолженность государству предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Местная власть должна государству, которое постоянно меняет тарифы и вводит муниципалов в новые долги. Скажем, сейчас тарифы на энергоресурсы увеличиваются с 20 до 23 процентов, а предельный индекс на поддержание жилья — на 17 процентов. При этом местная власть обязана поддерживать и модернизировать ЖКХ, которое давно уже находится в критическом состоянии. Такая политика российского Правительства не выдерживает никакой критики. Или больной вопрос — ветхое жилье. В Белоречье сегодня требуется 376 миллионов рублей, чтобы создать более-менее нормальные условия для проживания людей. К примеру, заканчивается срок эксплуатации лифтов. По нормативам, в ближайшие три года из 125 лифтов надо заменить 120. На это потребуется более 10 миллионов рублей. С кого брать, с населения? И так берем более, чем надо! Сегодня энергетики требуют заменить приборы учета электроэнергии (вводится новый класс точности) и перекладывают это на население, а ведь все эти годы они исправно получают плату, имеют прибыль. Не менее злободневный вопрос — замена водопроводных и тепловых сетей.

Министерство регионального развития РФ разработало законопроект о финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ, сейчас он изучается в Правительстве. Почему бы этот законопроект не опубликовать, не посоветоваться с народом? Ведь ситуация такова, что реформирование ЖКХ пора возводить в ранг национального проекта. К тому же, новый закон значительно расширяет перечень полномочий муниципалитетов, однако необходимых доходных источников за местными бюджетами не закреплено. Поэтому местная власть вынуждена прибегать к практике передачи полномочий (как правило, наиболее затратных) с уровня сельских поселений на уровень муниципальных районов.

— И где же, по-вашему, выход?

— Надо изменить подход к формированию местных бюджетов. Эффективная работа органов местного самоуправления возможна при наличии достаточной финансовой базы, имеющей свои обоснованные и апробированные доходные источники. Для этого можно использовать несколько вариантов ее формирования. Первый вариант — существенно увеличить ставки имущественных налогов. Чтобы покрыть расходы местных бюджетов, их необходимо увеличить в несколько раз. Но это проблематично, так как усилит налоговый пресс на физические лица и организации, что потребует снижения ставок налога на прибыль и другие налоги. Второй вариант — предоставить органам местного самоуправления право вводить свои налоги и на этой основе увеличить долю собственных доходов территориальных бюджетов. Однако в настоящее время реализация такого варианта нецелесообразна по ряду причин. И, прежде всего, потому, что в России продолжается процесс реформирования, диктующий необходимость сосредоточения финансовых рычагов воздействия на экономические процессы в центре. Есть и третий вариант пополнения местной казны — передача в местные бюджеты части федеральных налогов, в частности, налога на прибыль, налога с физических лиц и НДС. Этот вариант, по-моему, наиболее реальный.

— И что же следует из ваших размышлений?

— Вывод напрашивается один — в Налоговом кодексе необходимо пересмотреть статьи, касающиеся формирования местных бюджетов. Нынешние правовые акты, регулирующие межбюджетные отношения в стране, не создали механизма, обеспечивающего финансовую самодостаточность местного самоуправления (хотя она везде декларируется). На мой взгляд, сегодня Россия, если и ушла в этом вопросе от жестко централизованной системы, то лишь в сторону еще большего ущемления прав местного самоуправления. Доходная часть местных бюджетов по-прежнему формируется, в основном, не за счет собственных доходов, а путем отчислений от "регулирующих" доходов, поступающих в виде финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации, и финансов катастрофически не хватает.

— Евгений Яковлевич, вы возглавляете местный политсовет партии "Единая Россия", нельзя ли через "партию власти" откорректировать ход реформы? Вообще, как удается сочетать хлопотную работу с партийной деятельностью?

— Для партии "Единая Россия" успех реформы и ее проведение с учетом потребностей местного самоуправления — предмет особой заботы. "Единая Россия" строит свою работу на основе постоянного и последовательного взаимодействия с органами местного самоуправления. В целях действенного участия в реформе партия создала Всероссийский совет местного самоуправления — общественную организацию, объединяющую актив местного самоуправления России.

"Единая Россия" — партия большинства, поэтому ее деятельность неотделима от процессов, происходящих в нашем обществе. Среди 127 депутатов Советов 13 сельских поселений нашего района, избранных 11 марта, — 96 депутатов, выдвинутых "Единой Россией". И доверие избирателей обоснованно. Ведь за последние полтора десятка лет наш таежный край заметно изменился к лучшему.

В развитие объектов социальной сферы Белоречья инвестировано около 15 миллиардов рублей. Чтобы более зримо оценить этот показатель, назову конкретные результаты: построено 17 учебных заведений на 4346 мест, пять социальных и два физкультурно-оздоровительных комплекса, а в школе N21 практически с нуля возведен современный спорткомплекс с бассейном. 1,8 миллиарда рублей из различных источников направлено на создание комплекса санатория "Ассы". Восстановлены четыре водохранилища в селах района. За эти годы реконструированы и построены новые участковые больницы и врачебные амбулатории в селах Тирлянский, Инзер, Абзаково, Ассы, Серменево, Шигаево, Бриш, Бриштамак, Габдюково. Отремонтированы здания больничного городка и центральной поликлиники. Газифицированы 15 населенных пунктов. "Голубым топливом" дополнительно стали пользоваться жители 7685 квартир. За 15 лет в городе и районе построено 225 тысяч квадратных метров жилья. Все населенные пункты района имеют телефонную связь и надежное дорожное сообщение. Кроме того, современные пешеходные переходы через реки Инзер и Белую появились в селах Ломовка, Бриштамак и Усмангали. Примечательно, что с каждым годом объем инвестиций в социальную сферу со стороны республики увеличивается. В этом году идет реконструкция центрального рынка и гостиницы в Белорецке, строятся социальные центры в Инзере, Зуяково, Верхнем Авзяне, школы — в Исмакаево, Узянбаше и Инзере, роддом и детская поликлиника в Белорецке и ряд других объектов.

Белорецкий район преображается на глазах, благоустраивается, хорошеет. Как отделить эту работу от задумок и планов партии "Единая Россия", стратегия которой, сконцентрированная в "Плане Путина", нацелена на развитие и обновление? Мы считаем нашу идеологию не просто наиболее подходящей к условиям России, но и наиболее реалистичной, потому что она формировалась в практической работе. "Единая Россия" — партия реальных дел, поэтому моя работа и партийная деятельность логически взаимосвязаны.

Автор: Марина Шумилова

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть