Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.68 ↓

EUR 67.61 ↑

2 декабря Пятница

Уфа   °

Заместитель директора ФСКН России Александр Федоров: "Российский опыт антинаркотической политики признан мировым сообществом"

С 10 по 12 июля в Уфе с рабочим визитом побывали представители руководства ФСКН России - статс-секретарь - заместитель директора ФСКН России генерал-полковник Александр Федоров и и.о. начальника УПФО 1 Департамента ФСКН России генерал-майор полиции Виктор Анохин.
10 июля в Доме Республик...

С 10 по 12 июля в Уфе с рабочим визитом побывали представители руководства ФСКН России — статс-секретарь — заместитель директора ФСКН России генерал-полковник Александр Федоров и и.о. начальника УПФО 1 Департамента ФСКН России генерал-майор полиции Виктор Анохин.

10 июля в Доме Республики Президент Республики Башкортостан М.Г.Рахимов провел рабочую встречу с представителями руководства ФСКН России, прибывшими для участия в работе коллегии Управления ФСКН России по РБ.

После подведения итогов деятельности республиканского наркоконтроля в первом полугодии 2007 года генерал-полковник Александр Федоров ответил на многие интересующие республиканскую общественность вопросы.

— Ваш визит в столицу Башкортостана носит рабочий характер?

— Визит носит рабочий характер, подводятся итоги работы за первое полугодие 2007 года. Так как я еще не был в республиканском Управлении, то есть задача ознакомиться с деятельностью Управления, посмотреть на сильные и слабые стороны организации работы, принять какие-то организационные и иные меры для того, чтобы деятельность нашего Управления во втором полугодии была еще более эффективной. В целом мне бы хотелось отметить хорошее взаимодействие Управления с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, с региональными властями, в первую очередь с руководством республики. Благодаря руководству республики как раз принята и успешно реализуется республиканская антинаркотическая программа, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, потому что только правоохранительными мерами проблему распространения наркотиков не решить, необходима организация качественной профилактической работы.

— Как вы оцениваете профилактическую работу в Республике Башкортостан?

— Это один из субъектов Российской Федерации, где данная деятельность ведется должным образом: существует региональная антинаркотическая программа, которая хорошо финансируется. В этом году в рамках данной программы выделено восемь с половиной миллионов рублей на проведение различных профилактических мероприятий. Работа ведется и в плане профилактики, и в плане организации лечения больных наркоманией, реабилитационной работы среди таких лиц. Таким образом, можно констатировать, что профилактическая работа в республике, координируемая Правительством, ведется на государственном уровне. В первую очередь это стало возможным благодаря тому вниманию, которое оказывается этой проблеме со стороны органов государственной власти республики, министерств, ведомств, общественных организаций, в том числе религиозных конфессий. Нельзя забывать и о том, что соответствующие мероприятия проводятся на уровне муниципальных образований и они также достаточно эффективны.

— Управлением ФСКН России по РБ за шесть месяцев 2007 года зарегистрировано 957 наркопреступлений, что на 17,2 процента превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Динамика наркопреступности вас настораживает?

— В регионе существенно увеличилось количество выявляемых наркопреступлений. Растут количественные показатели, отражающие эффективность проводимой работы. Я бы хотел подчеркнуть, что увеличение числа выявляемых наркопреступлений — это позитивный факт, который не свидетельствует об ухудшении наркоситуации, а наоборот, показывает, что эффективность деятельности правоохранительных органов возрастает. Наркопреступления относятся к числу латентных, то есть скрытых видов преступлений. В отличие от убийств, квартирных краж, эти преступления не очевидны и требуется большая оперативная работа, чтобы выйти на лиц, совершающих такие преступления, изобличить их и привлечь к ответственности. Так вот, количественные показатели этой работы в республике постоянно растут, это хорошая тенденция, свидетельствующая о том, что правоохранительные органы заработали в полную силу в данном направлении. В то же время есть вопросы к качественной составляющей этой работы, необходимо продолжать ее повышать с тем, чтобы больше изымалось из незаконного оборота наркотиков, больше ликвидировалось организованных преступных группировок, действующих в этой сфере (а таковые еще есть) и в результате создавались условия, уменьшающие доступность наркотиков. Здесь имеются большие резервы, и явно те усилия, которые предпринимаются всеми правоохранительными органами, еще недостаточны, так как есть потребители, и они находят, к сожалению, источник приобретения наркотических средств.

— В наркоситуации на территории Башкортостана имеется региональная специфика?

— В этом плане есть, конечно, свои особенности. Они связаны с тем, что по территории республики проходит наркотрафик центральноазиатского региона. Недаром большинство лиц, которые ставятся на учет с диагнозом наркомания, это опийные наркоманы, то есть наркоманы, потребляющие в первую очередь героин, опий, различные экстракты маковой соломы. Героин на 100 процентов поставляется на территорию России из Афганистана через центральноазиатские государства. В этом особенность оперативной обстановки. Правоохранительные органы республики существенно повысили свою эффективность в пресечении героинового наркотрафика. В этом направлении необходимо наращивать усилия. И мы ждем от Управления наркоконтроля по РБ новых успехов и новых изъятий героина.

— Каковы приоритеты России в международной борьбе с распространением наркотиков, и есть ли государства, у которых мы можем взять пример?

— Если говорить о международном аспекте, то на сегодняшний день в мире около 200 миллионов человек являются потребителями наркотических средств. Если посмотреть в процентном отношении, то это примерно четыре процента населения в возрасте от 15 до 60 лет. Это, конечно, высокий процент, и поэтому проблема наркомании является общемировой. Она находится под пристальным вниманием ООН, там созданы специальные структуры, которые занимаются этой проблемой: Международный комитет по контролю за наркотиками, Управление ООН по наркотикам и преступности, Комиссия по наркотическим средствам. Эти структуры в последние годы, кстати, отмечают, возросшую активность Российской Федерации в противодействии незаконному обороту наркотиков и уже часто рекомендуют положительный опыт России для использования его другими странами.

Если говорить о западном положительном опыте, мы использовали такой опыт, создавая российскую службу по контролю за оборотом наркотиков. Это западный подход к решению проблемы, к организационному построению правоохранительной системы. К примеру, аналогичная структура создана и действует в США, она существует уже около 30 лет. На сегодняшний день российский опыт признан положительным в этой части, и он уже рекомендуется европейским странам в качестве примера. В частности, на одном из совещаний руководителей антинаркотических ведомств европейских государств, которое состоялось месяц назад в Вене, российский опыт был признан позитивным, и другим странам рекомендовано рассмотреть вопрос о создании у себя подобных специализированных правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков. Должен сказать, что Российская Федерация в полном объеме выполняет требования всех международных антинаркотических конвенций. Примером тому является принятие 4 июля текущего года очередного постановления Правительства Российской Федерации о совершенствовании нормативно-правового регулирования в этой сфере. Это постановление дополняет список психотропных веществ, утвержденный в 1998 году, новыми веществами, которые в соответствии с международными конвенциями, подлежат контролю как психотропные.

— Выработана ли единая позиция мирового сообщества в отношении основных поставщиков героина?

- Отмечу, что в мире существует два очага поставки героина. Это страны "золотого полумесяца" (прежде всего — Афганистан) и "золотого треугольника (Индокитай, Лаос, Таиланд, Бирма (Мьянма). Однако усилия мирового сообщества привели к значительным успехам в искоренении посевов в последних странах. Например, в Таиланде подобные посевы полностью уничтожены, в Лаосе отмечается День искоренения посевов опийного мака.

Принимаются значительные усилия по стабилизации обстановки в Афганистане, где урожай прошлого года позволил произвести более 600 тонн героина. Мировое сообщество выстраивает несколько рубежей пресечения наркотрафика. Общими усилиями мы готовим полицейских Афганистана, оказываем материальную помощь афганским жителям, чтобы переориентировать их на иные виды деятельности, не связанные с выращиванием мака.

Силами стран-участниц ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности) регулярно проводится операция "Канал" по пресечению международного наркотрафика на северном маршруте. Также стараемся пресекать попытки ввоза в Афганистан прекурсоров для изготовления наркотиков.

— Что вы скажете о так называемых синтетических наркотиках?

— Для Башкирии синтетические наркотики еще не являются представляющими повышенную опасность в незаконном обороте, но в целом по России количество синтетических наркотиков, попадающих в незаконный оборот, все время увеличивается. Они так же, как и героин, поступают к нам из-за границы, но если героин поступает из Афганистана, то синтетические наркотики большей частью идут на территорию России из европейских стран. Если оценивать не по весовым категориям, а по количеству доз, то уже можно констатировать, что количество доз синтетических наркотиков, изымаемых из незаконного оборота, существенно превышает количество изымаемых из незаконного оборота доз так называемых традиционных наркотиков растительного происхождения.

— Чем они опасны?

— Они опасны, в первую очередь, тем, что очень быстро наступает привыкание к ним, наркозависимость. Они опасны и тем, что имеют большие разрушающие последствия для здоровья. Так как они производятся в кустарных условиях, имеют массу вредных примесей. Наступает быстрое разрушение человеческого организма. Срок жизни таких наркоманов невелик. Это люди, которые выбирают путь, ведущий к смерти.

— Насколько успешно наркоконтроль борется с организованной наркопреступностью?

- Задача, которая стоит перед наркоконтролем, как раз заключается в том, чтобы не мелких сбытчиков привлекать к ответственности, а через них выходить на оптовых поставщиков, выходить на организаторов преступных наркосетей, выявлять организованные преступные группировки, действующие в этой сфере. За последние годы можно привести много примеров успешной работы в этом направлении. Достаточно вспомнить самарское дело, когда привлекается к ответственности преступная группировка численностью более 80 человек. Эта работа ведется в рамках двух уголовных дел. Одно уголовное дело на 40 с лишним человек уже передано в суд и рассматривается в Тольятти.

В Башкортостане успешно проведена спецоперация по пресечению деятельности международного преступного сообщества, имевшего в своем составе более 50 членов. В 2006 году его участниками реализовано около 12 килограммов героина на сумму порядка 11 миллионов рублей. По данному делу доказано более 600 преступных эпизодов. Мы надеемся, что в этом году данное уголовное дело будет направлено в суд и не только рядовые исполнители, но и организаторы преступной деятельности понесут заслуженное наказание.

— Каков процент выявления людей, которые занимаются не только своими обязанностями, но еще и покровительством наркобаронам?

— Процент не очень большой. В правоохранительных органах во много раз больше честных и порядочных сотрудников, чем тех, кто встает на порочный путь связи с криминалом. В органах наркоконтроля есть жесткая установка: во всех случаях, невзирая на то — сотрудник ли это наркоконтроля, МВД, спецслужб или иных государственных органов, если есть лица, причастные к незаконному обороту наркотиков из этой категории граждан, то в обязательном порядке проводится самое тщательное расследование, возбуждается уголовное дело и, так как речь идет о спецсубъекте, оно передается в органы прокуратуры для расследования. Мы осуществляем оперативное обеспечение с тем, чтобы добиться привлечения к ответственности таких лиц и их осуждения. В целом по России ежегодно несколько сотен сотрудников различных государственных органов за причастность к наркопреступности привлекаются к ответственности.

— Имеют ли место дела о причастности к наркопреступности высоких чиновников?

— Высоких чиновников, причастных к наркопреступности, в России за последние годы не выявлялось. Практика показывает, что работники правоохранительных органов, вовлеченные в такую деятельность, оказываются, как правило, сотрудниками низшего и среднего звена.

— Намерена ли Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков вносить какие-то изменения в законодательство с целью ужесточения наказания за потребление наркотиков и особенно за продажу?

— Наше законодательство постоянно совершенствуется, в него вносятся изменения, позволяющие устранить имеющиеся пробелы, противоречия с тем, чтобы сделать контроль за оборотом наркотиков более совершенным. В то же время, должен отметить, что разговоры о необходимости ужесточения ответственности, наверное, не всегда обоснованны. За сбыт наркотиков можно получить до 20 лет лишения свободы. Главное в реализации закона — это не суровость наказания, а его неотвратимость. И если мы добьемся такой ситуации, когда каждый совершивший преступление будет привлечен к уголовной ответственности и осужден, то тогда можно констатировать, что задача, стоящая и перед законодательной, и перед правоохранительной системами, выполнена. Можно установить очень суровые меры наказания, но если лица, совершающие преступления, не будут привлекаться к ответственности, эффект от таких мер наказания будет ничтожным.

— Это камень в огород судебных органов?

— Нет, это не камень в сторону судебной системы. Это тезис о необходимости повышения эффективности деятельности правоохранительных органов. Нужно повышать эффективность деятельности правоохранительных органов с тем, чтобы каждый занимающийся сбытом наркотиков был выявлен, его вина в содеянном доказана и он привлечен к уголовной ответственности.

Предупредить сбыт крайне сложно. Пока есть спрос — будет и предложение. Работать с категорией лиц, потребляющих наркотики, несомненно, надо. Необходимо работать и среди молодежи, чтобы не допустить ее вовлечения в потребление наркотиков. Но мировой опыт показывает, что в любом обществе есть минимальный уровень лиц, которые по своему менталитету, по своему положению в обществе, допускают потребление и другие правонарушения. Это надо учитывать, воспринимать как объективную реальность и выстраивать правоохранительную систему и законодательство таким образом, чтобы минимизировать уровень негативного воздействия со стороны таких лиц на общество.

Материал подготовлен при содействии пресс-службы УФСКН России по РБ.

Автор:

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть