Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.87 ↓

EUR 68.69 ↓

7 декабря Среда

Уфа   °

"Тот самый Самородов". К 75-летию великого гонщика

Сегодня, 26 сентября 2006 года, исполняется 75 лет Борису Александровичу Самородову - человеку, имя которого в свое время было на слуху не только у всей Башкирии, не только у сотен тысяч любителей мотоспорта Советского Союза, но и всего спидвейного мира. Прошло уже более 30 лет с того дня, когда Борис Самородо...

Сегодня, 26 сентября 2006 года, исполняется 75 лет Борису Александровичу Самородову — человеку, имя которого в свое время было на слуху не только у всей Башкирии, не только у сотен тысяч любителей мотоспорта Советского Союза, но и всего спидвейного мира. Прошло уже более 30 лет с того дня, когда Борис Самородов завоевал свою последнюю медаль (осенью 1975 года на таллинском ипподроме), но имя его не исчезает из памяти народной. И теперь, когда в далеких от высших спортивных сфер Башкортостана кругах упоминают о спортивном министре Башкортостана Владимире Самородове, практически всегда слышится один и тот же вопрос: это тот самый Самородов? Каждый, кто его задает, уверен, что спортивным министром республики не может быть кто-то иной, нежели знаменитый уфимский мотогонщик.

В свое время имя Бориса Самородова притягивало любителей мотоспорта на трибуны стадионов, словно магнит. Отвага и бескомпромиссная борьба, которую он вел на треке, вызывали восхищение болельщиков. Его тяжелые травмы, после которых, казалось, он никогда не вернется в спорт, отзывались болью в их сердцах, а неизменные возвращения вселяли еще большую радость и восхищение. Победный дух народа, победившего в Великой Отечественной войне, словно воплотился в этом человеке, имя которого ассоциировалось со словом Победа.

Титулов, завоеванных Борисом Самородовым, хватило бы не только на иной мотоклуб, но на целый город: в годы его выступлений на гари и льду гонщики всего остального Советского Союза (не считая Уфы) на чемпионатах с участием Самородова завоевали меньше медалей, чем он один. Тут, конечно, надо пояснить, что помогали создать столь необычную ситуацию другие уфимские гонщики. Но каждый из них также уступал Самородову.

Вот лишь некоторые из его достижений: чемпион мира 1967 года, Европы — 1965-го и обладатель Кубка ФИМ (1963), другими словами — трехкратный чемпион мира в гонках на льду; 14-кратный чемпион СССР, семикратный чемпион РСФСР и трехкратный чемпион Спартакиад народов СССР, то есть практически 24 раза чемпион страны на льду, гари и в мотокроссе. А сколько раз становился призером!

Борис Самородов — один из немногих в мире, кто выступал в финалах мировых чемпионатов и на гари, и на льду. Он единственный в мире мотогонщик, который в этих финалах входил в квартет сильнейших. Это достижение вполне могло бы быть занесено в Книгу рекордов Гиннесса: дважды четвертый в мире в соревнованиях по спидвею и трижды первый — на льду. Подобного не добивался ни один мотогонщик в мире. Но и это не все! Самородов — единственный, имеющий по три медали мировых чемпионатов и в спидвее, и на льду. Он дважды становился серебряным и один раз бронзовым призером чемпионата мира по спидвею в командных гонках, по разу  — победителем, серебряным и бронзовым призером личного чемпионата мира в гонках на льду.

А в 1962 году Борис Самородов установил еще один рекорд, завоевав пять золотых медалей и став призером всех шести внутрисоюзных чемпионатов, в которых участвовал: на льду выиграл "золото" Союза в классах 350 и 500 кубических сантиметров, и России — в классе 500 (на "350" стал бронзовым призером), на гари — "золото" личного и командного чемпионатов СССР. В том же году зимой он показал лучшие результаты среди участников серии международных гонок на льду в Швеции, Финляндии и СССР.

Немало раз Самородов становился первым из спортсменов Башкортостана, а то и первым вообще. Именно он в Лужниках на Центральном стадионе имени Ленина, где только что завершился Всемирный фестиваль молодежи и студентов, стал абсолютным победителем серии первых в СССР соревнований по спидвею (июнь — август 1958 года), а через полгода там же стал первым чемпионом РСФСР и СССР в мотогонках на льду (класс "350"). В сентябре 1958-го в Куйбышеве Самородов одержал победу во Всесоюзной спартакиаде комсомольцев и молодежи по мотокроссу (эти соревнования по рангу приравнивались к чемпионату СССР).

Но самое главное достижение Бориса Самородова в первой половине 60-х — победа в десятиэтапном Кубке ФИМ — первом официальном чемпионате Международной мотофедерации в мотогонках на льду, который только названием, но не по сути отличается от чемпионата мира. В зачет шли шесть лучших результатов — три из показанных на пяти советских этапах, и три — на пяти шведских; Самородов был первым восемь раз. Победную точку уфимец поставил в шведской столице Стокгольме. А поскольку и на второе место в общем зачете вышел советский гонщик — москвич Всеволод Нерытов, то шведы попытались взять реванш в заезде за приз, громко названный ими самими Трофеем наций. Увы, Самородов и тут не дал утешиться хозяевам: пойдет нам и трофей. С двойной победой его поздравил присутствовавший на гонке посол СССР в Швеции Николай Белохвостиков.

Следует иметь в виду, что все это происходило в разгар "холодной войны", что незадолго до мотогонщиков на этом же стадионе неудачно выступили в европейском первенстве советские конькобежцы. И если все это учесть, то можно понять, что стокгольмская победа Бориса Самородова многократно повысила значение первой победы отечественного мотоспорта на мировой арене.

Кстати, чтобы не оставалось иллюзий относительно отношения к соперникам в "цивилизованных странах": очевидно предвидя исход турнира, его маститые организаторы изготовили почетный трофей крайне неказистым, скорее похожим на кофеварку (даже в нашей стране кубки тогда были красивее). О том, что шведские газеты вели на советского гонщика массированную психологическую атаку, промолчим. Атаки такого рода, если бы Самородов умел читать по-шведски, принесли бы хозяевам еще больше проблем.

И все-таки Самородов выиграл далеко не все, что выиграть было ему по силам. Тяжелая травма, полученная в самом начале, поставила под вопрос не только будущую блистательную международную карьеру, не только его занятия мотогонками, но саму возможность нормально передвигаться на ногах. Сломал ногу на весенних сборах первой в истории спидвейной сборной СССР в Одессе. В день снятия гипса ехавший по улице на мотоцикле Самородов был сбит грузовиком и вернулся в ту же больницу, которую покинул несколько часов назад. Переломов оказалось побольше, тогда-то и был поставлен диагноз, который не сломил только сломанного Самородова. Уже в декабре 1959 года он вышел на лед, правда, 1960 год не был для него ни легким, ни удачным.

Зато всего через три года, впервые попав в финал личного чемпионата мира по спидвею, дебютант превзошел два предыдущих достижения своего земляка Игоря Плеханова и занял четвертое место. Причем вполне возможного титула чемпиона мира 1963 года его лишил "железный", в духе все той же "холодной войны" судейский "занавес" на лондонском стадионе "Уэмбли". Первый же поворот его первого заезда показал, что советский гонщик намерен бороться за титул сильнейшего и в этом виде спорта. Но на выходе, когда Самородов проходил всех соперников, произошло групповое падение. Виновником, поскольку остальными участниками заезда были не кто иные, как чемпионы мира Ове Фундин (Швеция), Барри Бриггс (Новая Зеландия) и англичанин Рон Хау, признали Самородова. Судья как в воду глядел: в остальных четырех заездах советский гонщик набрал 11 очков, всего одно очко уступив бронзовому призеру, которым стал Бриггс.

Ровно через десять лет падение в западногерманском Инцеле лишило ездящего тренера сборной СССР Бориса Самородова верных трех очков и шанса побороться в дополнительном заезде за "золото" с Габдрахманом Кадыровым. И снова он пострадал не по своей вине: в спустившем колесе, из-за которого и произошло падение, обнаружилась маленькая дырочка.

А ведь зимой 1973 года Борис Самородов вписал в свою биографию одну из самых ярких страниц. В силу обстоятельств тренер сборной Союза Самородов был вынужден вновь сесть на мотоцикл и защищать честь своей страны сразу в мировом полуфинале! Конечно, ему помогли заполненные до отказа горячо болевшими за него земляками трибуны уфимского "Строителя", помог великий талант, помог отлично подготовленный мотоцикл друга и земляка Юрия Дудорина. Но больше всего помог бойцовский характер, на который не повлиял трехлетний перерыв в занятиях мотоспортом. Самородов занял в полуфинале второе место, попутно выиграв все заезды второго дня и установив рекорд трека! Этого было больше чем достаточно, чтобы снова стать героем, мало кто предполагал, что 41-летний (тогда это был возраст!), весь переломанный Борис Самородов не остановится на достигнутом и поедет на финал в качестве гонщика. Но он не только поехал, после 32-го заезда он имел поровну очков с Габдрахманом Кадыровым (по 22), у которого взял реванш за поражение в первый день. Все шло к дополнительному заезду за золотую медаль, но...

Многих наград недосчитался Борис Самородов и из-за того, что слишком рано родился, и побеждал тогда, когда еще не было мировых чемпионатов по гонкам на льду, оттого по количеству мировых титулов уступает многим нынешним чемпионам. Но именно ослепительная звезда Бориса Самородова осветила дорогу мотогонкам на льду и превратила их из северо-западной экзотики в полноправный, имеющий официальное признание и уже 43-летнюю официальную историю вид мотоспорта. Без Бориса Самородова-спортсмена и история отечественного мотоспорта, и история башкирского спорта, несомненно, были бы совершенно другими и не столь яркими.

Более 57 лет с того зимнего дня в феврале 1949 года, когда проехал свой первый кросс, Самородов бессменно служит мотоспорту — в официальных должностях и неофициально. Был тренером сборной СССР по спидвею и гонкам на льду, главным тренером спидвейной команды "Башкирия" (Уфа), главным тренером ледового "Башкортостана" уфимского СК имени Г.Кадырова, тренером спидвей-клуба "Лукойл-Башкирия", стоял у истоков становления учалинского СТК "Горняк". Сейчас он просто пенсионер и помогает советами своему внуку Артему - двукратному финалисту чемпионата Европы, двукратному вице-чемпиону России в командных гонках на льду. Артем — самый младший в династии мотогонщиков Самородовых, которая началась с Александра Ивановича Самородова. Сын Бориса Александровича, тоже Александр, мировых успехов не достиг ("всего лишь" чемпион Башкирии по мотокроссу на мотоцикле с коляской), зато стал врачом сборной России по гонкам на льду, в том числе на чемпионатах мира. А самый юный Самородов — Антон, брат Артема, пока небезуспешно занимается каратэ: он уже чемпион России среди юношей. Рискнем предположить, что придет время, и младший брат сядет на гоночный мотоцикл, чтобы превзойти старшего.

А что же делать Борису Александровичу Самородову? Неужели только присутствовать в качестве почетного гостя на чемпионатах России, Европы и мира, да получать заслуженные награды во время чествования выдающихся атлетов Башкортостана? Нет, конечно нет. Вспомним, с чего началось возрождение в республике мотогонок на льду. Началось с Бориса Самородова, который... Но это — уже другая история. Теперь на очереди — возрождение в Уфе спидвея, возрождение той самой команды "Башкирия", равной которой в истории башкирского спорта не было и нет (11 раз чемпион страны). Успех обеспечен, если за дело возьмется "тот самый Самородов". А для Бориса Самородова никогда не существовало травм, не существует и возраста. Он молод душой и полон энергии.

Автор: Николай Ермоленко

Теги: юбилеи
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть