Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15

EUR 68.47

4 декабря Воскресенье

Уфа   °

Председатель Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан Константин Толкачев ответил на вопросы представителей СМИ

Сегодня в зале заседаний президиума республиканского парламента Председатель Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан Константин Толкачев ответил на вопросы представителей средств массовой информации. Пресс-конференция, в которой также принимали участие его заместитель Салават Кусимов и руководитель Секретариата парлам...

Сегодня в зале заседаний президиума республиканского парламента Председатель Государственного Собрания — Курултая - Республики Башкортостан Константин Толкачев ответил на вопросы представителей средств массовой информации. Пресс-конференция, в которой также принимали участие его заместитель Салават Кусимов и руководитель Секретариата парламента Венир Азнагулов, была посвящена итогам работы парламентариев в период весенней сессии, завершившейся вчера 37-м заседанием Госсобрания РБ.

Как уже сообщалось, на заседании Константин Толкачев подвел основные итоги работы парламента республики, оценив ее достаточно высоко. Поэтому пресс-конференция началась с просьбы корреспондента "Башинформа" сделать сравнительный анализ работы парламентариев Башкортостана и работы их коллег из других субъектов Российской Федерации, а также объяснить, почему все законопроекты принимаются депутатами практически единогласно, в то время как, например, в Турции бюджет принимается в острых дебатах и обсуждается много дней.

— Мы проводим такие сравнительные исследования, — сказал Константин Толкачев. — По объему правовой базы равных нашему парламенту нет. По количеству законов, которые мы принимаем, по "погружению", по результативности нашей правовой системы мы можем сказать, что она является одной из ведущих в Российской Федерации. Этот факт признают и другие исследователи, которые занимаются этой проблемой.

Единодушие по закону о бюджете и другим законам проявляется лишь в заключительной стадии. Этому предшествует большая, напряженная работа. В момент до нулевого чтения, во время работы комитетов, во время подготовки законопроектов.

Надо также прямо сказать, что места для дискуссий сейчас осталось очень немного. Наибольший объем предметов ведения перешел в федеральный центр. И те вопросы, которые отнесены к ведению субъектов Российской Федерации, либо не дискуссионные и достаточно однотипные, либо им предшествует хорошая творческая, научная проработка, обсуждение на заседаниях комитетов, Президиума. В результате, мы выносим на обсуждение документ, который достаточно подготовлен для своей реализации.

Может быть, когда в парламенте будет больше партий, фракций, и им надо будет позиционироваться, то на одни и те же вещи они будут стараться смотреть по-разному. Сейчас же, когда в нашем Госсобрании фракционность только зарождается, такой необходимости, видимо, нет. Или не выработаны позиции партий.

— Какой из законов, принятых на весенней сессии, вы считаете наиболее важным, долгожданным? Каковы практические результаты визитов нашей парламентской делегации в Турцию, Чехию, Словакию? — С этими вопросами к спикеру обратилась газета "Республика Башкортостан".

— Самого любимого закона нет. Ко всем принимаемым законам мы относимся с уважением и хотели бы, чтобы те субъекты, которым адресованы эти законы, также их уважали и выполняли безупречно,  — ответил Константин Толкачев. Но все же выделил главенствующий закон — "О внесении изменений и дополнений в Конституцию РБ", поскольку он занимает ведущее место в законодательной иерархии.

— Следствием наших визитов в названные страны стало подписание соответствующих протоколов, — продолжал спикер. И подчеркнул, что наша парламентская делегация совершала визиты не по приглашению субъектов этих государств, а по приглашению представляющих их законодательных органов. А уровень этих органов соответствует нашему Федеральному Собранию Российской Федерации. Тем не менее переговоры с нашей делегацией велись на равных, уважительно, без каких-либо ущемлений.

— Это свидетельствует как об авторитете нашей республики, так и об авторитете нашего Государственного Собрания, — сделал вывод глава депутатского корпуса.

— На днях Дмитрий Медведев заявил, что федеральный центр готов заново обсудить с регионами вопрос о разделении полномочий, может быть, добавить их регионам. Не планируется ли обновления договора о разграничении полномочий между Башкортостаном и Россией?

— Сейчас идет спокойный, несколько заторможенный процесс, федеральный центр принял наши предложения, теперь "мяч" на их стороне, и мы ждем, какой будет ответ, — ответил спикер башкирского парламента. — Когда мы заключали договор, у нас было пустое правовое поле, федеральная правовая система характеризовалась большим объемом пробелов. "Вакуумность" требовала брать на себя ответственность. Продуктивность работы Государственной Думы тогда была низкой, и путем заключения договора мы взяли полномочия и взвалили на себя ответственность за их реализацию, качество исполнения. Но постепенно федеральное поле наполнялось новыми и новыми законами. И те положения, которые находились в заключенных договорах, вошли в противоречие с принимаемыми федеральными законами. Юридическая сила федеральных законов намного выше юридической силы тех положений, которые были закреплены в договоре о разграничении полномочий.

Но мы неоднократно обращались с просьбой определить правовой статус этого документа. Считаю, что он по юридической силе должен быть никак не ниже, чем закон, и практика федерального законодательства показала, что наше понимание — правильное.

— Законы, принимаемые Государственной Думой, унифицируют статус субъектов РФ, — продолжал Константин Толкачев. — Но ведь все субъекты различны по своему положению. Формально, в юридическом плане мы оказываемся равными, например, Эвенкийскому автономному округу, Еврейской автономной области, хотя наши политические, экономические, культурные возможности не сравнимы. У нас они намного выше. И формальное, юридическое равенство не означает фактического равенства.

Любое право — мера возможного поведения. А превратится ли оно в действительность, будет зависеть от организационных, экономических, политических усилий, которые будут прилагаться с носителями этого права. Вот мы и предлагаем, чтобы договор, заключаемый с Башкортостаном, отличался от договора, заключаемого с Еврейской областью, и соответствовал нашим возможностям...

На этом спикер башкирского парламента остановился, сказав, что на эту тему можно рассуждать еще очень долго. И ответил на вопрос о характере и содержании поступающих в Госсобрание писем от населения, которых официально зарегистрировано 1247.

— Пишут обо всем, начиная от семейных отношений и завершая жалобами на несогласие с позицией тех или иных руководителей. Думаю, что нет сферы, которую бы не затронули поступающие жалобы, — сказал он.

— В этом количестве не учтены те письма, которые получают депутаты в своих избирательных округах, — сообщил Венир Азнагулов.

А Салават Кусимов добавил, что письма свидетельствуют о низкой правовой культуре пишущих их граждан. Зачастую они обращаются к законодателям с такими вопросами, с которыми надо обращаться в суд. И надо повышать правовую культуру нашего населения, оно должно понимать, что депутаты не могут решать поставленные вопросы по существу...

Спросили корреспонденты главу парламента и об его отношении к политическим партиям, фракциям, о перспективах партий на предстоящих парламентских выборах.

— Я относился и отношусь скептически к состоянию наших партий, — отвечал Константин Толкачев. — Нет четко выраженных, позиционированных идеологий, нет уже определившегося электората. Гибкость платформ этих партий свидетельствует о конъюнктурности, о том, что главной их целью является занять какое-то количество мест и быть представленными в парламенте.

По поводу отмены графы "против всех" спикер отозвался одобрительно:

— У нас такой спектр партийных структур, что каждый человек может выбрать партию, соответствующую его взглядам и позициям, реализоваться в своих политических убеждениях. А отказ голосовать за ту или иную партию — это форма электорального хулиганства или правового нигилизма, поскольку это не выражает ту или иную идеологическую позицию избирателя.

— В нашем парламенте доминирует "Единая Россия", и конкурировать с ней кому-либо — дело бесперспективное, — так оценил Толкачев соотношение сил в парламенте Башкортостана. — Фракция "Партии жизни", зарегистрированная в Госсобрании РБ, как и сама партия, ничем себя пока не проявила. Сама ее идеология очень близка к "Единой России", она представляет одни и те же слои населения, политические взгляды.

На очередных выборах мы будем избирать в Госсобрание 120 депутатов, из них 60 — по партийным спискам, — напомнил он. И дал свой прогноз на предстоящие выборы.

— "Единая Россия" будет представлена в парламенте однозначно. У "Союза правых сил" нет необходимой социальной базы. Могут быть достаточно хорошо представлены коммунисты. Причем не в силу того, что у них хорошо сложившаяся организационная структура, а потому, что коммунистическая идея по-прежнему привлекательна для достаточно большого количества населения. Впрочем, на одном поле с коммунистами будут работать аграрии. Жириновский у нас не пользуется такой популярностью, чтобы набрать семь процентов голосов. А перспективы "Партии жизни", в том виде, в каком она существует сегодня, весьма призрачны.

Удовлетворен ли Константин Толкачев реализацией, исполнением принимаемых Госсобранием РБ законов и много ли их приходится отменять в связи с принятием аналогичных федеральных законов?

— Если бы законами было можно сделать все, мы бы давно жили при коммунизме, — сказал Константин Толкачев. — К сожалению, закон не может опережать жизнь. Он всегда связан с уже существующими общественными отношениями и имеет целью как раз регулирование этих отношений, упорядочение их в интересах всего населения или хотя бы его большинства...

Удовлетворения у спикера нет, так как законы не исполняются. Причины разные, в том числе все та же низкая правовая культура населения, которая у нас отстает от требований, предъявляемых существованием в цивилизованном обществе. Зачастую целесообразности отдают предпочтение перед законностью.

Пользуясь случаем, Константин Толкачев выдвинул предложение в качестве национальной идеи, которую все никак не могут найти в России взамен коммунистической, использовать не менее хорошо структурно обеспеченную "правовую идею".

— Лишь право, опирающееся на правовой фундамент, может консолидировать все общество, — убежден он.

Применялся ли на деле закон о борьбе с коррупцией, принятый в Башкортостане одним из первых в России и как спикер относится к приостановлению его действия в республике.

— Независимый фонд "Эндем", который возглавляет бывший советник Президента РФ Георгий Сатаров, провел исследование коррупции в России и отнес нашу республику к числу регионов с наименьшим уровнем коррупционности. Принятый нами в 1994 году закон о борьбе с коррупцией оказывал воздействие на некоторых зарвавшихся руководителей. Опираясь на этот закон, наш контрольный комитет провел очень много проверок, сделал много анализов, следствием которых становилось если и не возбуждение уголовных дел, то отстранение руководителей от занимаемых постов. Закон заполнял вакуум. Но потом многие положения нашего закона вошли в противоречие с принятыми федеральными законами. Мы постоянно вносили изменения, но сложилась ситуация, что для субъекта РФ практически не осталось пространства, где бы он мог каким-то образом регулировать борьбу с коррупцией. Мы привлекли для консультаций представителя Совета Европы, он долгое время проводил исследования на территории нашей республики, опросы. Но предмет антикоррупционной законодательной деятельности нашего парламента найти так и не смог.

Мы не можем создавать нормы уголовного права, относящиеся к ведению федерального законодательства. Мы приостановили действие своего закона, но продолжаем искать свою нишу, где бы могли работать по борьбе с коррупцией. Мы проводили у себя неоднократно конференции и заседания с приглашением депутатов Госдумы, представителей прокуратуры, вузовских коллективов, которые занимаются этой проблематикой, принимаем участие в принятии федеральных законов по борьбе с коррупцией, свои наработки направляем в Государственную Думу. Один из трех законов был уже на подписи у Бориса Николаевича, но он его почему-то не подписал...

В ходе пресс-конференции Председатель Госсобрания РБ ответил на многие другие вопросы, в том числе не относящиеся непосредственно к работе депутатского корпуса, но касающиеся жизни республики.

Фото Андрея Старостина.

Автор: Николай Ермоленко

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть