Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.30

EUR 67.20

11 декабря Воскресенье

Уфа   °

Верховный муфтий России Талгат Таджуддин: "Мы выступаем за преподавание в светских школах основ традиционных конфессий нашей страны"

В последнее время во взаимоотношениях светского образования и религии в России обозначилось несколько основных проблем, которые интересуют как религиозных деятелей, политиков и государственных чиновников, так и российских ученых, педагогов, родителей и студентов.
Одна из главных - надо ли преподавать религию в том или ином виде в светских...

В последнее время во взаимоотношениях светского образования и религии в России обозначилось несколько основных проблем, которые интересуют как религиозных деятелей, политиков и государственных чиновников, так и российских ученых, педагогов, родителей и студентов.

Одна из главных — надо ли преподавать религию в том или ином виде в светских школах? Если да, то в какой форме — в форме "Основ православной культуры" (ОПК) или "Истории религий"? Также довольно остро встает проблема толерантности. С учетом того, что Россия — многонациональное и многоконфессиональное государство, преподавание в школе основ лишь одной религии может дать отрицательный результат, — такой точки зрения придерживается часть ученых, политиков, представителей общественности. Второй вопрос, который волнует многих сегодня, — насколько обосновано и реально введение института полковых священников (капелланов) в российской армии? Эту проблему также поднимают и политики, и государственные чиновники, и религиозные деятели.

Какова позиция Центрального духовного управления мусульман России по этим вопросам. Ответы на эти вопросы в беседе с корреспондентом агентства "Башинформ" дал Верховный муфтий, председатель ЦДУМ России Шейх-уль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин.

"Что касается преподавания религии в светских школах, позиция нашего Центрального духовного управления мусульман России заключается в том, что мы выступаем за преподавание основ традиционных конфессий нашей страны", — сказал Верховный муфтий. Далее он пояснил: основные конфессии, традиционные для нашей страны, — это православие, ислам, а также иудаизм и буддизм.

"Мы подразумеваем, чтобы была одна книга, познавательная, об основах этих религий, которую бы подготовили религиозные центры, которые руководят деятельностью этих общин", — подчеркнул руководитель ЦДУМ России. И чтобы преподавали этот предмет обычные учителя светских школ".

Талгат Таджуддин отметил, что и позицию РПЦ можно понять: забота о нравственном возрождении общества стоит за ее стремлением ввести элементы религиозного образования в светских школах. Этот вопрос обсуждался и на Межрелигиозносм совете России неоднократно. Забота о духовном нравственном возрождении нашего общества — это общая забота, она беспокоит всех нас, - отметил он.

Верующие, прихожане наших общин, тоже настоятельно требуют введения таких предметов и в светских школах, когда дети могли бы узнать основы традиционных конфессий. Но, учитывая и многонациональность нашего государства, и многоконфессиональность, — здесь конечно не совсем однозначно в том смысле, например, что во многих школах учащиеся представляют и мусульман, и христиан, и другие религиозные общины, - пояснил Верховный муфтий России.

"И когда на уроке будут преподавать именно представители традиционных конфессий сами, получится, что мы будем делить классы, учеников. У нас в Башкортостане уже так сложилось веками: и православные, и мусульмане прекрасно относятся друг к другу, есть взаимовлияние культур, цивилизаций, взаимопонимание, мир и согласие существуют веками", — подчеркнул он.

Непосредственное знание о религии желающие могли бы получать на дополнительных уроках. В течение последних 15 лет, например, во всех приходах ЦДУМ существуют и воскресные школы, и даже в течение недели вечерние курсы, куда приходят и молодежь, и люди среднего возраста, и пожилые — все, кто желает узнать основы ислама, молитвы, совершение обрядов, они получают и знания, и практику.

Вполне понятна озабоченность и светских кругов, и некоторой части религиозных лидеров тем, что преподавание непосредственно религиозных дисциплин в светской школе может внести напряжение в отношения учащихся. Видимо, к этому нужно подходить с учетом прежнего опыта, в том числе дореволюционной России, — отметил Талгат Таджуддин.

"Что касается священнослужителей в Вооруженных Силах, мы в принципе, приветствуем это. Но нельзя допускать, чтобы в армии были представители только одной конфессии", — пояснил руководитель ЦДУМ России. Еще в царской России в войсках были и православные священники, и мусульманские муллы. Этот опыт тоже ценен и для поднятия боевого духа армии. Может, в какой-то мере и в искоренении дедовщины это сыграет роль, какое-то нравственное начало в войсках будет. Тем более сейчас, когда в армии никакой идеологической работы не проводится. То есть армия является отражением общества. Но как сейчас это будет, видимо, обсуждать нужно и в обществе, — считает Талгат Таджуддин.

В дореволюционной России были специальные мусульманские полки, воинские соединения, и там были полковые имамы, они назначались Духовным управлением. Православное духовенство было также представлено в армии. Сейчас невозможно говорить о составлении воинских соединений по национальному или конфессиональному признаку.

"На последнем пленуме ЦДУМ 1 февраля 2006 года мы обсуждали эту проблему. Мы готовы посылать священнослужителей и в воинские соединения. Может быть, это будет каким-то договором о сотрудничестве с Министерством обороны. Выпускники духовных учебных заведений тоже служат в армии, Мы могли бы давать им направления, и они проводили бы там работу. Можно в какой-то мере использовать и отставных офицеров, которые бы прошли курсы при Духовных управлениях и уже в какой-то мере могли бы исполнять обязанности священнослужителей в воинских соединениях", - сказал Верховный муфтий.

Здесь нужно исходить из того приницпа, чтобы не навредить. Желая помочь армии, ее духовно-нравственному становлению, не дай Бог, привнести элементы неприязни, недоверия или отчуждения, что несомненно, не укрепит армию, — подчеркнул глава ЦДУМ. Он выразил уверенность, что эти вопросы будут обсуждаться и на Межрелигиозном совете России, где представлены все традиционные конфессии нашей страны и где будет найден общий подход к этой проблеме.

Фото Андрея Старостина.

Автор: Надежда Фартыгина

Теги: религия
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть