Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15

EUR 68.47

5 декабря Понедельник

Уфа   °

Ветер перемен на алкогольном рынке

Изменения в федеральном законодательстве, регулирующем оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, могут привести к печальным последствиям. Споры вокруг ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в самом разгаре, однако совершен...

Изменения в федеральном законодательстве, регулирующем оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, могут привести к печальным последствиям. Споры вокруг ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в самом разгаре, однако совершенно ясно одно: количество участников рынка должно сократиться.

Заниматься производством алкогольной продукции будут предприятия, уставный капитал которых составляет не менее 50 миллионов рублей. Так что в скором времени на рынке останутся только крупные производители. Судьба "Башспирта" в этой связи опасений не вызывает.

Еще одно принципиальное нововведение состоит в том, что исчезают региональные марки и акцизная марка существенно меняется: на нее будет наноситься штрих-код с информацией, которая будет передаваться в Единую государственную автоматизированную информационную систему. Так что теперь правоохранительные и контролирующие органы смогут без труда узнавать, когда и кем бутылка была произведена, кем и кому перепродавалась, полностью ли уплачены налоги и акцизы. Однако у нас что ни новшество, то либо не все продумали, либо не все успели. Без акцизных марок водку не выпустишь. А марок-то и нет. Точнее, есть, но они сейчас у налоговиков, которые — из-за отсутствия внятных указаний — акцизные марки не распространяют. До конца месяца вопрос должен решиться.

Что касается спиртосодержащей непищевой продукции, то на ее этикетках в обязательном порядке должна содержаться информация о том, что использование данного продукта в пищевых целях недопустимо. Если это требование не выполняется, то продажа считается незаконной. Нетрудно заметить, что пока у нас все по-старому.

Отныне продавать алкогольную продукцию смогут не все, а только юридические лица (индивидуальные предприниматели такой возможности лишатся 1 июля 2006 года) и только те, чей уставный капитал будет для этого достаточен. Это требование не касается лишь предприятий общественного питания и системы потребкооперации. Сейчас каждый регион страны, исходя из имеющихся условий, определяет для себя, каким будет минимальный размер уставного капитала юрлица, имеющего право заниматься реализацией алкоголя. В Башкортостане говорят о пятистах тысячах рублей.

Чтобы стало понятно, откуда озабоченность и жаркие споры, отметим, что по состоянию на начало 2006 года в Башкортостане действовало 4797 лицензий на реализацию алкогольной продукции в 9264 объектах торговли. Причем, по данным Министерства внешнеэкономических связей и торговли РБ, юридические лица владеют 1929 лицензиями (в их числе — 281 лицензия организаций потребительской кооперации), а остальные 2868 разрешений принадлежат индивидуальным предпринимателям. Конечно же, в республике немало мест, где такого рода деятельностью занимаются только предприниматели. Скоро им придется либо объединяться, создавая юридическое лицо с достаточным уставным капиталом, либо сворачивать свою "алкогольную" деятельность.

Полмиллиона для Уфы или Стерлитамака совсем не то же, что полмиллиона для небольшой деревеньки в отдаленном районе. Вряд ли стоит объяснять, что будет, если законно продаваемой водки не станет. Как в старые "добрые" времена, появятся "самогонщики", в ход пойдут не предназначенные для употребления внутрь жидкости. Здоровье населения от этого не улучшится и уровень смертности не снизится. Для иллюстрации скажем, что в минувшем году горячительные напитки сомнительного происхождения унесли жизни 351 жителя республики. Лишь на один смертельный случай меньше было в позапрошлом году. Удручающие цифры. И это притом, что водка была общедоступна. Нетрудно представить, что будет, если объем ее легальной продажи значительно сократится.

Стало быть, для того, чтобы закон, благие намерения разработчиков которого мы не будем ставить под сомнение, улучшил ситуацию на алкогольном рынке, а не обернулся новыми проблемами, следует многое продумать и дать ответы на целый ряд вопросов. Требование к размеру уставного капитала действительно позволит контролирующим органам держать реализаторов "на коротком поводке". Если, конечно, сумма будет достаточно велика. В случае, если лицензия будет изъята за торговлю сомнительным товаром, открыть новое предприятие и получить новые разрешительные документы будет уже не так просто. А восстановить утраченное право можно будет лишь через год. И продавать алкогольную продукцию без лицензии тоже чревато. Раньше предприятие, которое "попалось" на нелегальной продаже спиртного, могло уже на следующий день заняться оформлением нужных бумаг и без особых проблем получить разрешение. Теперь нарушителям дают время "на размышление": раньше, чем через год, лицензии у них не будет.

Словом, при определении размера уставного капитала нужно найти "золотую середину" с тем, чтобы сделать алкогольный рынок более цивилизованным и максимально легальным и при этом не нанести по нему сокрушительный удар. Судя по всему, подход будет дифференцированным: для села и для города за основу будут взяты различные суммы.

В продолжении разговора о лицензии заметим, что разрешительный документ, выданный в одном регионе, будет действовать не везде, а только в тех субъектах страны, с которыми данный регион подписал соответствующее соглашение. Кстати, установлены размеры сборов за рассмотрение заявления о выдаче лицензии и за саму выдачу документа: пять тысяч рублей и 50 тысяч на пять лет, соответственно. Лицензия подорожала. Можно ожидать, что теперь ее будут больше ценить и меньше ею рисковать.

Так или иначе, торговых точек станет меньше. По оценкам специалистов, в разных районах республики их количество уменьшится в среднем в два-пять раз. Но спиртное на прилавках должно быть. Поэтому предстоит выработать систему льгот, которые позволили бы привлечь на село продавцов алкоголя.

Новый закон позволил регионам самим решать, ограничивать ли время продажи спиртных напитков крепостью более 15 процентов. Кое-где на это пошли. В Башкортостане вводить полный запрет на продажу алкоголя в ночное время не торопятся. И в самом деле, так ли целесообразна запретительная мера? Кто ищет, тот всегда найдет. Если кому-то среди ночи понадобится бутылка водки, то пусть уж он имеет возможность купить легальный, безопасный продукт, а не травится суррогатом, рискуя жизнью.

Когда продавать спиртное, каждый регион решает самостоятельно, а уж где продавать — этот момент законодатели четко прописали для всех. Перечень мест, в которых реализация алкоголя не допускается, изменился. Что-то запретили, а что-то разрешили. Так, запретили распространять спиртные напитки в общественном транспорте городского и пригородного сообщения, в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. В заведениях культуры торговать алкоголем разрешено, но только в расположенных в них организациях, имеющих на то право, и в пунктах общепита. А вот на территориях, которые прилегают к детским, учебным, культурным и лечебно-профилактическим учреждениям, теперь продавать спиртные напитки можно — ограничения сняты.

В законе есть еще один момент, в рамках которого регионы могут проявить инициативу. Органы государственной власти субъектов страны вправе ввести декларирование розничной продажи алкогольной продукции. Правительство РБ приняло соответствующее постановление о введении декларирования на территории республики с 1 января 2006 года и утвердило временный порядок представления деклараций. Отметим, что если юридическое лицо не представит этот документ, то действие его лицензии будет приостановлено. Более подробно о декларировании — в дальнейших сообщениях агентства "Башинформ".

Вот основные нововведения, которые коснулись в наступившем году алкогольного рынка страны. Контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции возложен на органы самоуправления. Сделать нужно еще многое. В частности, будет определено оптимальное количество торговых объектов, реализующих ликеро-водочную продукцию. Главное — избежать его необоснованного сокращения. Как? Это отдельный вопрос, который тоже необходимо решить в ближайшее время. С введением новой акцизной марки пока также далеко не все ясно. И, конечно, предстоит большая работа с лицензиатами.

Пока вопросов больше, чем ответов. А вот "пить или не пить?"  — этот вопрос в России не стоял никогда.

Автор: Эльвира Латыпова

Теги: рынок
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть