Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.30 ↓

EUR 67.20 ↑

10 декабря Суббота

Уфа   °

Юрий Башмет верит в чудеса. И 30-градусный мороз не смог помешать его выступлению в Уфе

- Это трудно совмещать - быть дирижером и солистом, - признался на пресс-конференции перед самым началом концерта в Уфе Юрий Башмет. - Но и то, и другое - исполнительская деятельность, просто инструменты разные. Мне, конечно, многие могут возражать, но это одна специальность с разными специализациями. И есть немало успешных примеров, когда солисты...

— Это трудно совмещать — быть дирижером и солистом, - признался на пресс-конференции перед самым началом концерта в Уфе Юрий Башмет. — Но и то, и другое — исполнительская деятельность, просто инструменты разные. Мне, конечно, многие могут возражать, но это одна специальность с разными специализациями. И есть немало успешных примеров, когда солисты становятся хорошими дирижерами. Это Ростропович, Ашкенази, Вова Спиваков — мой друг, который у вас родился. Владение инструментом только подспорье им во второй их ипостаси. Мне даже то, что в детском лагере я когда-то играл на пионерском горне, помогло многие годы спустя наглядно продемонстрировать профессионалу-валторнисту — какого же звука я хотел бы, чтобы он извлек из своего инструмента.

Слушатели, пришедшие вчера на концерт Юрия Башмета и его камерного ансамбля "Солисты Москвы" в Башкирскую государственную филармонию, смогли увидеть любимого музыканта как в качестве руководителя оркестра, так и его солиста. Обе ролевые функции артист исполнил блестяще. И публика взрывалась аплодисментами между частями одного и того же произведения. "Я радуюсь, когда слышу хлопки аудитории, не знакомой с произведением, — это значит, что у меня появился новый слушатель, — процитировал Башмет на пресс-конференции высказывание одного из своих коллег.  — Когда на этого зрителя с осуждением посмотрят окружающие, в следующий раз он уже не будет хлопать там, где не принято. Люди аплодируют между частями не только в России. Это ошибочно думать, что только у нас на симфонические концерты приходят неподготовленные, безграмотные. Да, особая генная подготовка есть у немцев в Германии. Но я заметил, что реакция слушателей часто зависит от экологического климата их страны. К примеру, итальянцы, живущие ближе к границе с Германией — "посуше", уравновешеннее, а итальянцы подальше — орут на концертах, как нигде и никто в мире. В Милане, я помню, у меня как-то было обморочное состояние, я очень плохо себя чувствовал и отказался выступать. Но через три месяца я вернулся с тем, чтобы отыграть несостоявшийся концерт. И вот я приехал, нахлынули воспоминания о том, как мне здесь было дурно — та же сцена, та же программа, возникли малоприятные мысли, странные ощущения, но когда я вышел, зал устроил такую овацию перед началом концерта, что я уже не думал ни о чем плохом".

И в Уфе маэстро терпимо отнесся к хлопкам, немало отвлекавшим его и оркестр от сосредоточенности на музыке. Единственное, с чем он обратился в зал, так это с просьбой не фотографировать со вспышкой во время игры.

А в качестве подарка в конце первого отделения музыканты исполнили "Моц-арт а ля Гайдн" Шнитке. Первые и последние такты этого произведения музыканты играли "вслепую" — в кромешной темноте зала и сцены.

Третье отделение было посвящено полностью Моцарту. Прозвучала знаменитая "Симфония-концерт Ми бемоль мажор для скрипки и альта с оркестром". Но публика, к концу вечера уже достаточно продрогшая в холодном зале, еще долго не отпускала артистов. И гости исполнили еще несколько произведений на "бис".

"Я люблю выступать в России,  — признался Башмет, — и мог бы рассказать много баек о чудесах, которые происходят со мной во время гастролей только по нашим городам. Помню, как-то однажды так совпало, что мне подарили много спиртного от разных организаций. И я вернулся к себе, открываю холодильник, а там ничего нет, кроме бутылок. Было очень поздно идти куда-либо ужинать. И вот я думаю: ну хоть бы бутерброд кто-нибудь догадался мне подарить. Открываю еще одно отделение холодильника, а там — стакан лесных ягод, которые мне днем, встретив на улице, преподнесла одна бабуля. Я еще ей хотел щедро заплатить за них. А она, увидев деньги, так посмотрела на меня, замахала руками, что мне стало страшно стыдно за себя. И вот именно ее угощение спасло меня от голода в ту ночь. На другом концерте ко мне подошла девушка в платье, которое ее маме сшила моя бабушка. И показала фотографию из семейного архива, где есть и моя мама. Здесь, в Башкортостане я тоже заведомо чувствую себя дома, хотя впервые в Уфе".

А журналисты отметили, что и фамилия маэстро настолько "наша", башкирская: "Башмет", "Баштрансгаз", что даже удивительно: почему он до сих пор не выступал здесь с концертами. Ассоциация с "Баштрансгазом" развеселила музыканта, и инструмент в его руках не подвел этим вечером хозяина, который признался, что последний раз играл на нем три дня назад в Индии, где было 30 градусов жары. "Инструмент — живое существо, если я простужен, то и он шипит, хотите — верьте, хотите — нет, но он на все реагирует, — заявил артист, — и как он поведет себя сегодня, в 30-градусный мороз, я не знаю. Выясним на концерте". Но не зря говорил Башмет о чудесах, случающихся с ним дома. Все прошло великолепно и для людей, и инструментов.

Фото Андрея Старостина.

Автор: Алия Давлетшина

Теги: культура
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть