Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.91 ↑

EUR 68.50 ↑

8 декабря Четверг

Уфа   °

Радий Хабиров: "Республика готова к вхождению в муниципальную реформу"

На вопросы агентства "Башинформ" по реформированию местного самоуправления отвечает Руководитель Администрации Президента РБ, глава Совета по местному самоуправлению при Президенте РБ Радий Хабиров.
- Радий Фаритович, готова ли Республика Башкортостан к реализации Федерального закона N 131 "Об общих...

На вопросы агентства "Башинформ" по реформированию местного самоуправления отвечает Руководитель Администрации Президента РБ, глава Совета по местному самоуправлению при Президенте РБ Радий Хабиров.

— Радий Фаритович, готова ли Республика Башкортостан к реализации Федерального закона N 131 "Об общих принципах местного самоуправления Российской Федерации" и как практически проходит "обкатка" этого закона в республике?

— В средствах массовой информации уже сообщалось о том, что на заседании Правительства Российской Федерации Башкортостан был отмечен в первой десятке регионов страны с высокой степенью готовности к проведению муниципальной реформы. Надо сказать, что до последнего времени в республике шли споры, входить в реформу местного самоуправления со следующего года или не входить. Однако точку в этом споре поставил Президент республики Муртаза Губайдуллович Рахимов, который четко заявил, что республика, соблюдая все требования ФЗ-N 131, войдет в реформу местного самоуправления с первого января 2006 года. Эта позиция была озвучена на встрече Президента республики с Владимиром Владимировичем Путиным, а также в ходе его встреч в Приволжском федеральном округе.  — Разные регионы России по-разному входят в реформу самоуправления. Процесс этот будет продолжаться в течение трех лет. Выиграет ли республика, не откладывая данный процесс на последующие годы?

— Наша республика в этом плане занимает особое положение. Дело в том, что до 1 января 2006 года в Башкортостане на уровне районов и городов действуют местные органы власти. Мы воспользовались положениями ФЗ-N 131, который дает возможность субъектам федерации с июля 2005 по январь 2006 года определиться со сроками перехода к реформированию местного самоуправления, перераспределения объема полномочий, которые будут передаваться от сельских поселений на уровень муниципальных районов. Думаю, что, решив не откладывать реформы в долгий ящик, мы только выигрываем в этом процессе.

— Какие законодательные меры принимаются в сфере местного самоуправления?

— В настоящее время Государственным Собранием РБ принят солидный пакет законов, который призван реализовывать положения ФЗ N 131. При этом мы не сможем сказать, что наше законодательство защищено от многочисленных поправок Федерального закона. Так, только со дня принятия этого закона (8 октября 2003 г.) было внесено 12 изменений в ФЗ N 131, при этом только в 2005 году — пять. При этом каждое такое изменение положений ФЗ N 131 по сути перечеркивало наши организационные усилия по внедрению этого закона в практику. Поэтому на заседании Правительства РФ, посвященном реализации этого закона, Премьер-министр Правительства РБ Рафаэль Байдавлетов обратился к федеральному центру с просьбой стабилизировать российское законодательство в области муниципальной реформы.  — Есть ли гарантия того, что в процессе этой реформы местное самоуправление не перерастет в местное самоуправство?  — Существует широкий инструментарий, чтобы не допустить такого явления. В Башкортостане долгое время действовала уникальная система местного управления, которая обеспечивала поступательное социально-экономическое развитие республики и общественно-политическую стабильность в нашем регионе. По большому счету, цель муниципальной реформы — взять лучшее, что возможно в рамках действующего законодательства из прежней системы управления. Реформа МСУ предполагает централизацию властных полномочий в руках исполнительной власти на местах. При этом произойдет четкое разграничение компетенции представительных органов, которые будут призваны заниматься только законотворческой деятельностью, и исполнительных органов, которые будут заниматься исключительно исполнительно-распределительной деятельностью. Нами была проведена достаточно серьезная организационная работа для того, чтобы выборы в представительные органы прошли в соответствии с действующим законодательством. При этом нам было важно добиться того, чтобы в эти органы прошли наиболее достойные люди, которые хорошо понимают суть предстоящих реформ и четко представляют задачи местного самоуправления. И, я считаю, мы этой цели добились.  — Будут ли сохранены в Уфе районные администрации, поскольку Уфа теперь является одним муниципальным округом?  — В соответствии с ФЗ-N 131 в городских округах невозможно создание внутригородских муниципальных образований. В связи с этим к первому января 2006 года внутригородские муниципальные образования в Уфе прекращают свое существование, они будут ликвидированы в установленном порядке. В то же время мы понимаем, что Уфа — это миллионный город, мегаполис с очень развитой, пестрой инфраструктурой, мощным промышленным потенциалом. Понятно, что управлять таким огромным городом силами только одной администрации сложно. Поэтому мы предполагаем, что система управления районами в Уфе будет сохранена, но она будет сохранена в рамках одной администрации, а районы будут являться структурными подразделениями единой администрации городского округа. Поэтому система управления городом Уфа останется по сути прежней.  — В результате реформы МСУ были созданы новые сельские поселения, с 1 января 2006 года на территории республики будет 1020 сельских муниципальных образований, то есть придут новые люди, их надо обучать. Как будет решаться кадровая проблема?  — Мы предполагаем, что никакого увеличения количества чиновников, управленческого аппарата не произойдет. Я уже говорил о том, что в настоящее время на всей территории Башкортостана до конца этого года функционируют местные органы государственной власти. С 1 января 2006 года эти функции будут выполнять органы местного самоуправления. И мы предполагаем, что большинство управленцев, которые работали в штате местных органов государственной власти, плавно перейдут в систему муниципальных образований. Таким образом, у нас произойдет по сути некое перетекание государственных служащих в категорию муниципальных служащих, при этом увеличения штатов мы не допустим. Что же касается обучения работников МСУ, то здесь трудности, конечно, будут. Мы понимаем, что необходимо будет переучивать людей на местах для работы в новых условиях. Этим сейчас вплотную занимается Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте РБ, здесь разработаны специальные курсы по обучению работников муниципальной системы.  — Как будет проходить процедура отбора, назначения и утверждения кандидатуры главы администрации муниципального образования?  — Назначение главы администрации, будь то город Уфа, либо муниципальный район или иной городской округ, определено положениями Федерального закона N 131, а также в соответствии с решениями референдумов, которые прошли в Башкортостане 27 марта этого года. Как известно, 26 июня и 30 октября этого года в нашей республике прошли выборы в представительные органы городских округов и муниципальных районов. В результате были сформированы представительные (законодательные) органы. Сейчас идет организационная работа по формированию исполнительных органов муниципальных образований. Это очень масштабная и серьезная работа. В соответствии с ФЗ-N 131 глава администрации МО является ключевой фигурой, которая наделена всеми полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно закону, любой кандидат на должность главы администрации должен пройти соответствующий конкурс. Конкурсная комиссия формируется на 50 процентов представительным органом муниципального образования и на 50 процентов — Государственным Собранием РБ по представлению Президента республики. Конкурсная комиссия отбирает наиболее достойных, профессионально подготовленных, компетентных специалистов, которые могли бы выполнять функции главы администрации. Те кандидаты, которые пройдут отбор в конкурсных комиссиях, направляются в представительный орган, и уже он назначает главу администрации.

— Радий Фаритович, вы возглавляете Совет по местному самоуправлению при Президенте РБ. Чем занимается Совет в настоящее время? Каковы его задачи на ближайшие дни и месяцы?

— Совет по местному самоуправлению был создан по Указу Президента республики для реализации муниципальной реформы. В него вошли представители властных структур, общественности, главы администраций городов и районов. Благодаря деятельности Совета, нам удалось решить многие организационные вопросы, которые возникали в процессе подготовки муниципальной реформы. Мы понимали, что это очень непростая перестройка организации работы местной власти. По сути, это ломка созданного механизма, создание новой системы местного самоуправления. Безусловно, будут проблемы. Но мы надеемся, что слаженная работа всех республиканских структур позволит нам провести эту работу достойно, четко, не нанеся ущерба социальным и политическим интересам республики.

Что же касается ближайших задач Совета по местному самоуправлению, то одну из них в эти дни мы уже решили — во всех муниципальных районах и городских округах, а их у нас в республике 63, прошли первые сессии, на которых определена структура Советов муниципальных образований, сформированы комиссии, избраны их руководители. На этих сессиях были обсуждены проекты Уставов МО, а также Положения о проведении конкурсов на замещение должности главы администрации МО. Приняты решения о проведении таких конкурсов.

Особенность ситуации состоит в том, что до конца года нам предстоит провести на местах еще три сессии вновь избранных представительных органов муниципальных образований. В ноябре пройдут сессии, на которых будут определены и установлены ставки местных налогов и сборов. В декабре состоятся сессии, на которых произойдет назначение глав администраций МО.

И, наконец, в преддверии Нового года пройдут сессии по утверждению бюджетов вновь образованных МО, утверждению штатного расписания администрации каждого отдельно взятого МО. Сейчас Совет работает над организацией проведения конкурсов на замещение должности главы администрации МО.  — То есть, можно с уверенностью сказать, что безвластия 1 января 2006 года в республике не будет?  — В этом нет никаких сомнений. Об этом четко заявил и Президент республики, на это работает и весь государственный аппарат Башкортостана.

Фото Андрея Старостина.

Автор: Алик Шакиров

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть