Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.92 ↓

EUR 67.76 ↑

6 декабря Вторник

Уфа   °

Проблема "мертвых душ" и ликвидации неэффективно работающих предприятий ждет своего решения

Во все времена отношения собственности являлись наиважнейшими, поэтому вопросы приватизации государственного имущества (в том числе предприятий) всегда вызывают повышенный интерес. В своем развитии приватизация прошла несколько этапов, которые отличались как поставленными целями и задачами, так и методами.
Между тем до последнего времени законодательная база постоян...

Во все времена отношения собственности являлись наиважнейшими, поэтому вопросы приватизации государственного имущества (в том числе предприятий) всегда вызывают повышенный интерес. В своем развитии приватизация прошла несколько этапов, которые отличались как поставленными целями и задачами, так и методами.

Между тем до последнего времени законодательная база постоянно отставала от реальных процессов приватизации, не обеспечивала возможностей для контроля приватизационных сделок, не позволяла

эффективно противодействовать новым формам экономической преступности. На слуху немало историй о том, как некогда процветавшие отечественные предприятия в одночасье становились банкротами и скупались представителями олигархических структур. В настоящее время приватизация основывается на признании равенства покупателей госимущества и открытости в деятельности органов государственной власти, в том числе Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан.

Важно отметить, что приватизация государственных унитарных предприятий и иного госимущества осуществляется в строгом соответствии с утвержденным Правительством республики прогнозным планом (программой) приватизации государственного имущества.

Как выполняется данный план в нынешнем году? Об этом обозреватель агентства "Башинформ" беседует с заместителем министра имущественных отношений РБ Ильдаром Аминевым.

— Ильдар Сагитович, сколько объектов приватизировано за прошедшее полугодие и сколько предстоит приватизировать в этом году? Каковы особенности нынешнего процесса приватизации?

— Сначала напомню, что в своей работе мы руководствуемся Федеральным законом и Законом Республики Башкортостан "О приватизации государственного и муниципального имущества", Указом Президента РБ "Об определении пообъектного состава муниципальной и государственной собственности Республики Башкортостан".

В текущем году Министерством имущественных отношений республики приватизировано шесть государственных унитарных предприятий, а принято 50 решений о подготовке к приватизации государственных унитарных предприятий. По прогнозному плану 2005 года приватизации подлежат 53 предприятия.

За первое полугодие нынешнего года утверждено 16 условий приватизации объектов недвижимости, а приняты решения о подготовке к приватизации по 113 объектам недвижимости.

Продолжается работа и по приватизации государственного имущества, включенного в прогнозный план на 2004 год, согласно которому за прошедший период акционировалось 16 государственных унитарных предприятий, приватизировано иного имущества — 31. Комитетами по управлению собственностью (КУС) городов Агидели и Октябрьского, Альшеевского района приватизировано три предприятия.

Основной особенностью процесса приватизации нынешнего года является включение в прогнозный перечень предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Предстоит приватизировать 12 государственных предприятий ЖКХ. В то же время замечу, что по Закону РБ "О приватизации государственного имущества в Республике Башкортостан" объекты транспорта и энергетики, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего населенного пункта, приватизации не подлежат. Они остаются в государственной собственности, поскольку относятся к объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Также исключается из процесса приватизации движимое имущество, которое непосредственно задействовано в работе единой системы тепловых и электрических сетей. С учетом указанных обстоятельств при приватизации предприятий тепло- и электросетей возникают некоторые сложности по определению состава имущества, подлежащего приватизации, и имущества, остающегося в государственной собственности, а также по определению его размера, достаточного для акционирования.

— Есть ли случаи, когда постановления Минимущества РБ о подготовке объектов к приватизации не исполняются, и если есть, то почему?

— Неисполненных постановлений министерства о подготовке к приватизации государственного имущества практически нет. По всем постановлениям осуществляется подготовка к приватизации, которая находится на разных стадиях. На задержку исполнения данных постановлений влияет ряд объективных причин. Среди основных - отсутствие средств на подготовку документов по приватизации, отсутствие правоустанавливающих документов на объекты недвижимости и земельные участки, незаявление имущества в реестр государственного имущества РБ.

В случаях невозможности исполнения решений министерства и после выяснения всех причин приватизация имущества может быть приостановлена или отменена с обязательным внесением изменений в прогнозный план (программу) приватизации. По разным причинам исключены из прогнозного плана на 2004 год 43 государственных унитарных предприятия и 35 объектов нежилого фонда.

Встречаются и нарушения по осуществлению приватизации государственного имущества. Так, комитетами по управлению собственностью городов и районов республики иной раз реализуются объекты недвижимости, включенные в прогнозный план приватизации, без согласия собственника. Например, комитет по управлению собственностью Иглинского района продал девять объектов нежилого фонда, условия приватизации которых не были утверждены Минимущества РБ. Аналогичные нарушения допущены комитетами по управлению собственностью Белебеевского района и города Белебея, а также Уфимского района.

В настоящее время органами прокуратуры решается вопрос о предъявлении исков в судебные органы по 16 объектам, которые были приватизированы с нарушением действующего законодательства о приватизации.

— Ликвидация предприятий, пожалуй, еще более сложный процесс. Какие проблемы возникают здесь?

— Сразу необходимо уточнить, что ликвидация предприятий не самоцель, а вынужденная мера, принимаемая со стороны собственника для оптимизации количества неэффективно работающих предприятий и хозяйственных обществ. Поэтому до принятия решения о ликвидации проводится работа по выявлению и анализу работы таких предприятий. Здесь важна роль межведомственной балансовой комиссии по рассмотрению итогов деятельности ГУПов и хозяйственных обществ республики, основными задачами которой являются финансовое оздоровление и ликвидация неэффективных предприятий. Кстати, министром поставлена задача повысить статус балансовой комиссии с целью повышения эффективности ее деятельности.

Решения о ликвидации предприятий на балансовой комиссии принимаются после всестороннего финансового анализа деятельности предприятия, перспектив его дальнейшего оздоровления. В случае невозможности оздоровления, но достаточности активов предприятия для расчетов с кредиторами и на ликвидационные мероприятия, выносятся решения о ликвидации. А если ни то, ни другое невозможно, вносятся предложения по инициированию процедур банкротства. Были случаи, когда руководители предприятий сами вносили предложения о ликвидации или банкротстве.

Круг рассматриваемых проблем на таких комиссиях не ограничивается только вопросами ликвидации или банкротства. Обсуждаются вопросы целесообразности приватизации предприятий, отчислений от прибыли и многие другие.

Затрудняет процесс ликвидации ее длительность. К примеру, у дирекции строящихся арендных предприятий "Башстром" стадия ликвидации длится семь с половиной лет и до сих пор не завершена. Ликвидация ГУП УПТК "Стерлитамакское" продолжается более трех лет и может тянуться "бесконечно" в связи с отсутствием средств на полный расчет с кредиторами.

Еще одна сложность — отсутствие регламентированного порядка финансирования этих процедур. Ряд государственных унитарных предприятий, в отношении которых приняты решения о ликвидации, не имеют собственных средств и имущества для удовлетворения в полном объеме требований кредиторов и возмещения расходов на ликвидационные мероприятия. По таким предприятиям Арбитражный суд отказывает в принятии заявления о признании несостоятельным (банкротом), ссылаясь на недостаточность средств для финансирования судебных расходов, а именно: на вознаграждение арбитражного управляющего и оплату услуг привлекаемых лиц, на опубликование соответствующих сведений. Получается замкнутый круг.

— Сколько предприятий все же удалось ликвидировать?

— Начиная с 2003 года ликвидировано 12 предприятий, причем в прошлом году — восемь, в нынешнем — два. Семь ГУП и четыре МУП, в отношении которых приняты распоряжения Правительства РБ о ликвидации, признаны банкротами.

На 1 июля текущего года по распоряжениям Правительства РБ в стадии ликвидации находятся 96 предприятий, из них 21 ГУП, два государственных учреждения, 16 муниципальных унитарных предприятий, 57 дочерних предприятий ГУП "Башавтотранс". По данным администраций районов и городов республики, в 13 районах приняты решения о ликвидации 41 предприятия и трех учреждений.

— Есть ли положительные примеры решения этой болезненной проблемы?

— Их, к сожалению, немного. Так, при ликвидации ГУП "Медпрепарат" (Белебей) после удовлетворения требований кредиторов, в том числе оплаты налогов в размере 811 тысяч рублей, было возвращено собственнику, то есть в бюджет республики, 839 тысяч рублей. Другой хороший пример: при ликвидации ГУП "Ресторан "Галле" собственнику возвращено имущество остаточной стоимостью 2 037 тысяч рублей.

— Существуют ли иные пути прекращения деятельности несостоятельных предприятий?

— Думаю, положительную роль сыграет внесение изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предприятий" и в статью 49 Гражданского кодекса РФ от 2 июля 2005 года. Согласно содержащимся в них изменениям, появился новый способ прекращения деятельности юридического лица (кроме реорганизации и ликвидации) — исключение из единого реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Поясню: если юридическое лицо в течение последних 12 месяцев, предшествовавших моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством России о налогах и сборах, и не проводило операций хотя бы по одному банковскому счету, то оно признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое правило значительно облегчит работу ликвидационных комиссий и намного сократит бумажную волокиту. Проблема "мертвых душ" должна быть решена как можно быстрее.

Автор: Любовь Колоколова

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть