Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.92 ↓

EUR 67.76 ↑

6 декабря Вторник

Уфа   °

В Хайбуллинском районе продолжается строительство крупного рудника

По своим совокупным запасам меди Башкирское Зауралье в масштабах России стоит на первом месте. Но особенность в том, что длительное время действующие в Республике Башкортостан горнорудные производства из-за допущенных еще в советский период серьезных просчетов с развитием сырьевой базы не могли работать с гарантированной перспективой. Требовались очень...

По своим совокупным запасам меди Башкирское Зауралье в масштабах России стоит на первом месте. Но особенность в том, что длительное время действующие в Республике Башкортостан горнорудные производства из-за допущенных еще в советский период серьезных просчетов с развитием сырьевой базы не могли работать с гарантированной перспективой. Требовались очень большие инвестиции в освоение новых месторождений меди. В полном объеме они никогда не выделялись, происходило распыленние средств по ряду производств. Росли объемы незавершенного строительства, которое оттягивало финансы и не позволяло их концентрировать. И лишь с приходом в регион Уральской горно-металлургической компании появилась возможность форсировать выделение крупных инвестиций на проблемные стройки. Одна из таких проблемных строек находится в отдаленном Хайбуллинском районе Башкортостана. Здесь усилиями Учалинского горнообогатительного комбината Уральской горно-металлургической компании продолжается строительство крупного рудника "Хайбуллинский".

Стройку новой не назовешь. Начата она была еще в ту пору, когда ОАО "Башкирский медно-серный комбинат" располагал сравнительно неплохими средствами. Но сотрясавшие российскую экономику финансовые кризисы сказались и на темпах строительства рудника на месторождении "Юбилейное". Это месторождение — одно из крупнейших в России. В недрах "хранится" около 100 миллионов тонн руды. Но взять ее очень сложно. Основное рудное тело находится на большой глубине и практически 90 процентов руды будет добываться подземным способом — более затратным, чем карьерный способ. Лишь примерно 10 миллионов тонн руды планируется добыть открытым способом — в карьере. И это будет вполне окупаемый результат, поскольку так называемая "шляпа" месторождения содержит золото. Карьер строится уже несколько лет. Проблем здесь действительно много. К сожалению, в коллективе ОАО "Башкирский медно-серный комбинат" не смогли со всеми из них справиться. Нынче карьер с лета минувшего года строит, как уже было сказано выше, ОАО "Учалинский ГОК". Стройка считается ударной в УГМК. Она такой и является на самом деле, в чем мы убедились, побывав на ней в очередной раз вчера, 31 мая.

Карьер находится в ковыльной степи, на отшибе от основных дорог. Его чаша расположена на самой высокой точке возвышенности и поэтому растущие отвалы со вскрышей видны издалека. От Сибая к нему около ста километров. Поэтому в настоящую проблему еще во времена СССР превратился вопрос строительства к месторождению железной дороги. Разумеется, не узкоколейной. Обсуждался вариант строительства "подъездной", то есть находящейся на балансе комбината. Для сравнения можно сказать, что железная дорога "Сибай-Магнитогорск" тоже стокилометровая, но, естественно, она не "подъездная". На строительство столь протяженной "подъездной" дороги у БМСК денег не было. И не могло быть. А выделенных "на бумаге" по линии Минцветмета СССР денег хватало лишь на 30 процентов строительства дороги. Торжественно в Сибае было открыто начало ее строительства. На окраине города появился "десант" специализированного на строительстве стальных путей управления. Начали отсыпку основания дороги. На этом все и кончилось из-за отсутствия дальнейшего финансирования. Строить же обогатительную фабрику, как потом предлагалось, на самом месторождении — тоже весьма недешево. И этот вариант по силам лишь УГМК. Но главное на данный момент — карьер.

— С начала года на поверхность вывезли 1 миллионн 700 тысяч тонн вскрыши, - сообщил в эсклюзивном интервью агентству "Башинформ" директор строящегося рудника "Хайбулллинский" Алексей Бодягин. — Темпы постоянно наращиваем. Трудятся на руднике представители Учалов, Сибая, Хайбуллинского района. Работа ведется силами двух больших по количеству работников вахт. Каждая вахта продолжается полмесяца. Увеличивается технический парк. Буквально на днях мы должны получить пять новых "БелАЗов".

С Алексеем Петровичем не виделись почти год. И перемены, произошедшие за этот срок, для него привычны. Наш разговор шел в комфортабельном вахтовом домике с отделкой на европейском уровне. Кабинет - настоящий офис. Перед входом в него — секретарь, работает компьютер. Только что кончилось рабочее совещание. И мыслями директор рудника все еще там, на совещании.

— Работаем с напряжением сил, — продолжает свой рассказ Алексей Бодягин. - Сами, наверное, видели, какая на карьере глина. Чуть брызнет дождь, уже появляются транспортные проблемы. Но выбиваться из графика не имеем права. Конечно, тяжело. Что радует, так это то, что все наши заявки (и не только по линии техники) Учалинский ГОК выполняет оперативно. Видите, вырос новый вахтовый поселок. Он будет расширяться. В нем все удобства для нормальной жизни вахтовых бригад. Ставка у нас не только на новую технику, но и на высокий уровень профессионализма тех, кто работает на ней. Берем только по конкурсу. Очень жесткому.

Вахтовый поселок еще только обретает свои контуры. Но и то, что есть, впечатляет. Чувствуется настоящая забота о людях. Кстати, это отметил в ходе не столь давнего своего визита на рудник и Президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов, вручая группе отличившихся строителей именные часы.

Хотя чашу рудника "Хайбуллинский" не сравнить по размерам с чашами Сибайского или Учалинского карьеров, она тоже оставляет неизгладимое впечатление. Продолжается разноска бортов. Глубина карьера, на дне которого небольшое озеро, все время увеличивается. На интервью времени ни у кого нет. Лишь на пару минут удается остановить "БелАЗ" для съемки более крупным планом. Выясняется, что за рулем большого карьерного самосвала совсем молодой парень - учалинец Азамат Зиннуров. Прошу Азамата вылезть из кабины. Он машет отрицательно рукой, потом сквозь рев "БелАЗа" доносятся его слова о том, что график движения не позволяет делать остановки.

Ритм на руднике и впрямь очень напряженный. Но никто на это не жалуется. А после вахты можно и отдохнуть. Например, отправиться на находящийся рядом с вахтовым поселком небольшой пруд, недавно появившийся за перегородившей речку плотиной. На нем впервые в этих местах поселились лебеди. Мы их насчитали двенадцать. Самое интересное, птицы совершенно не боятся людей. Хочется верить, что они останутся навсегда в степи, где идет большая стройка.

На снимках: указатель на дороге, ведущей в поселок строителей; один из вахтовых домиков; карьер виден, как на ладони; за рулем "БелАЗа" Азамат Зиннуров.

Фото автора.

Автор: Анатолий Пастухов

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть