Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.30

EUR 67.20

11 декабря Воскресенье

Уфа   °

Изменения в налоговом законодательстве не повлияют на отношения между Башкортостаном и Белоруссией

Больше месяца прошло с тех пор, как вступило в силу межправительственное российско-белорусское соглашение о принципах взимания косвенных налогов. Но вопросов меньше не стало. О том, как воплощаются в жизнь новые торгово-экономические принципы, обозреватель агентства "Башинформ" беседует с руководителем Отделения Посольства Республики Беларусь...

Больше месяца прошло с тех пор, как вступило в силу межправительственное российско-белорусское соглашение о принципах взимания косвенных налогов. Но вопросов меньше не стало. О том, как воплощаются в жизнь новые торгово-экономические принципы, обозреватель агентства "Башинформ" беседует с руководителем Отделения Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации в Уфе Алексеем Спижарным и заместителем руководителя Управления Федеральной налоговой службы по РБ Игорем Кобелевым.

— Алексей Григорьевич, насколько, по-вашему, значимы по своей сути произошедшие изменения? Не могли бы Вы в двух словах обозначить их смысл?

— Смысл в том, что произошел переход от взимания косвенных налогов по принципу страны происхождения к взиманию по принципу страны назначения, — говорит Алексей Спижарный. — Другими словами, если раньше товар, произведенный в России, вывозился в Белоруссию, то налог уплачивался в России. Аналогичная ситуация и в Белоруссии. Теперь же все происходит с точностью до наоборот. Там, где товар производится, налог не платится. Замечу, что эта схема имеет самое большое распространение в мире. Она стандартная.

Сегодня Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина ведут очень активную работу по формированию единого экономического пространства. А это, в свою очередь, подразумевает унифицированные правила торгово-экономических отношений. До нынешнего года по принципу страны назначения уже работали Россия, Украина и Казахстан. Только с Белоруссией было иначе. Да и сама Белоруссия с остальными странами работает именно по принципу страны назначения. Стало быть, то, что произошло, - вполне логично. Подписанное соглашение унифицирует моменты налогообложения.

— Раз все так логично, почему же тогда вокруг налоговых изменений столько непонимания и разговоров?

— Причина одна: запущен новый механизм, и в настоящее время его необходимо опробовать в реальной жизни. Экспортеры и импортеры должны изменить весь свой документооборот и порядок уплаты. Естественно, за один день сделать такое невозможно. На уровне государственных органов это вопрос решенный. А непосредственно самими налогоплательщиками новая схема еще не отработана. Вот в чем дело. Как только механизм будет опробован, я уверен, все встанет на свои места.

— Когда же будет завершен переходный период? Сколько времени потребуется на то, чтобы решить последние вопросы?

— Мы очень надеемся, что все благополучно завершится уже в первом квартале. Первый платеж за январь должен быть внесен до 20 февраля. Март в этом смысле будет уже спокойнее, — заверил Алексей Спижарный.

— Коснулся ли новый документ непосредственно налоговых органов? Изменился ли порядок контроля за внесением платежей?

— По большому счету, механизм контроля не изменился, - говорит Игорь Кобелев. — Все эти моменты четко прописаны в специальном положении по контролю за взиманием косвенных налогов при товарообмене между Россией и Белоруссией. Ведь изменился только принцип. Ставки остались прежними. Соответственно, 18 и 10 процентов, в зависимости от вида импортируемого на территорию Башкортостана товара. В контрольных действиях существенных отличий нет. Другое дело, что сейчас по некоторым позициям — таким, как проставление отметок на счетах-фактурах, на заявлениях о ввозимом товаре, — мы, по сути, выполняем функции таможенных работников. То есть, хоть принципы работы не затронуты, на налоговые органы легла дополнительная нагрузка по части таможенного контроля.

— Как Вы считаете, повлияет ли новый порядок налогообложения на объем товарооборота между Башкортостаном и Белоруссией?

— Не думаю, — говорит Алексей Спижарный. — И объясню, почему. Нас связывают очень устойчивые экономические связи. Между отдельными хозяйствующими субъектами существуют прочные, за долгое время наработанные деловые отношения. Естественно, ни белорусская, ни башкортостанская сторона не заинтересована в том, чтобы их прекращать. Это первое. И второе: производители Башкортостана и Белоруссии не хотят упустить рынок. Если механизм разбалансировать, то рынок в условиях конкуренции будет мгновенно занят. Так что в интересах обеих сторон сохранить то, что уже сложилось. А о том, станет ли соглашение катализатором внешнеэкономического сотрудничества, сказать трудно. Вообще, каких-то дополнительных льгот для импортеров или экспортеров соглашение не предусматривает.

— Каков на сегодня товарооборот между Башкортостаном и Белоруссией? Наверное, предварительные данные о годовых итогах уже имеются?

— Да, мы буквально только что получили самые свежие цифры. По итогам 2004 года товарооборот между нашими республиками составил 120,4 миллиона долларов. Это больше аналогичного показателя 2003 года на 42 процента! — подчеркнул Алексей Григорьевич. — За всю историю торгово-экономических операций между нами это рекордный показатель. В 2003-м было 85 миллионов. Таким образом, мы побили рекорд, поставленный еще до дефолта, - 89 миллионов долларов. В прошлом году по всем показателям, которыми я владею, деловая активность была очень высокой. Теперь нам важно не потерять позиций и — как минимум — удержать достигнутое. Но в идеале, конечно, в 2005 году хотелось бы добиться 10-процентного прироста.

— По каким позициям взаимодействие в прошлом году было особенно активным?

— Большим спросом у нас пользовалась продукция белорусского машиностроения, — говорит Алексей Спижарный, — в частности, МАЗы, трактора, дорожная и строительная техника... Хорошо закупались товары народного потребления, продукция черной металлургии. А ведь здесь еще не учитываются лизинговые поставки кормоуборочных комплексов и сельхозинвентаря в рамках республиканской программы поддержки сельхозпроизводителей. Такая активизация со стороны деловых кругов Белоруссии связана, прежде всего, с ростом экономики Башкортостана.

— Игорь Викторович, возвращаясь к разговору о межправительственном соглашении, хотелось бы узнать о том, что грозит налогоплательщикам в том случае, если они узнали о нововведениях поздно и в связи с этим задержали платеж. Стоит ли им бояться суровых санкций?

— Нет, бояться не стоит, — успокоил Игорь Кобелев. — Тем более что у них в запасе еще есть время. Ведь положение о взимании налогов по принципу страны назначения действует по отгруженным товарам начиная с 1 января текущего года. Если платеж был сделан раньше этого срока, то налог не пропадет, двойного налогообложения не будет. В этом случае можно просто перезаключить договор. И подчеркну, что первый срок уплаты косвенных налогов — не позднее 20 февраля. Но, конечно, если в установленные сроки декларация не будет подана, то, в соответствии с действующим законодательством, будет взиматься пеня.

— Следует ли предпринимателям ждать перемен в документальном оформлении сделок? Или прежние формы будут сохранены?

— И для экспортеров, и для импортеров будет единая декларация. Соответствующая форма разрабатывается сейчас Федеральной налоговой службой. Пока новая форма еще не готова. Но, скорее всего, она будет аналогична той, которая действует сейчас. Просто, по всей вероятности, в документах появится пара дополнительных строк. Так что особого труда заполнить измененную форму не составит. А кроме того, при импорте товаров с территории Белоруссии к декларации нужно будет приложить ряд документов: заявление о ввозе товаров, счета-фактуры, заверенные налоговым органом, платежные документы, говорящие о фактической проплате косвенного налога, в том числе акцизов на подакцизные товары, товаросопроводительные документы с отметкой соответствующих сторон, и договор, на основании которого товар перемещается с территории одного государства на территорию другого.

А задача налоговых органов останется прежней — обеспечение полного сбора налогов и проведение всех мероприятий налогового контроля.

— По сути, межправительственное соглашение ни к каким сколько-нибудь существенным изменениям не привело, — добавил Алексей Спижарный. — Но на внедрение новых механизмов все равно требуется время. Для налогоплательщика сейчас главное - внимательно все изучить, проконсультироваться в своей налоговой службе, просмотреть все документы. Если грамотно подойти к этому вопросу, то с первого дня работы никаких трудностей возникать не должно.

Мы бы хотели обратиться к налогоплательщикам и сказать: в налоговых органах вас ждут. Все необходимые документы там имеются. Специалисты готовы проконсультировать вас по всем интересующим вопросам.

Автор: Эльвира Латыпова

Теги: налоги
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть