Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.30

EUR 67.20

11 декабря Воскресенье

Уфа   °

Амран Муратшин: происходящие изменения - не каприз правительства, а единственно возможный выход из кризиса

Сегодня в городе Октябрьском прошел семинар, на котором обсуждались направления и проблемы интеграции России в мировое пространство. Собственно, предметом обсуждения стали конкретные аспекты этой актуальной ныне проблемы - вопросы технического регулирования. Местом встречи стал Городской дворец культуры.
Аналогичные мероприятия проводились до этого...

Сегодня в городе Октябрьском прошел семинар, на котором обсуждались направления и проблемы интеграции России в мировое пространство. Собственно, предметом обсуждения стали конкретные аспекты этой актуальной ныне проблемы — вопросы технического регулирования. Местом встречи стал Городской дворец культуры.

Аналогичные мероприятия проводились до этого в разное время в различных частях республики. Сегодняшний семинар — последний в этом ряду. Теперь для обсуждения насущных вопросов собрались представители семи городов и районов республики: Благоварского, Шаранского, Альшеевского, Ермекеевского, Буздякского районов, а также городов Октябрьский, Давлеканово и Давлекановского района.

Вопросы технического регулирования в свете интеграции России в мировое торговое пространство приобретают исключительную значимость. Не будет преувеличением сказать, что в настоящее время в стране полностью меняется порядок регулирования экономических взаимоотношений.

Долгое время в этой сфере Россия жила по своим, собственным законам. Суть их состояла в доминирующей роли государства. Именно оно решало, что, где и в каких количествах производить, где развивать машиностроение, а где — легкую промышленность, причем эти решения зачастую принимались без учета реальных потребностей и возможностей регионов. За безопасность и качество продукции ответственность несло, опять же, государство. Убыточные предприятия искусственно поддерживались "на плаву". Главным показателем успешного функционирования производства была не прибыль, а выполнение и перевыполнение установленных планов, а находила ли сбыт выпускаемая продукция, — этот вопрос "управителей" практически не интересовал.

О негативных последствиях такой политики и основных задачах законодательных нововведений рассказал сегодня на семинаре директор Центра стандартизации, метрологии и сертификации РБ Амран Муратшин. Заметим, что эта региональная структура является территориальным органом Госстандарта России, который играет в происходящих процессах одну из главных ролей.

По словам Амрана Миграновича, из-за избыточного вмешательства государства в дела бизнеса и регламентирования взаимоотношений бизнеса и общества сложилась ситуация, для которой были характерны следующие моменты. Прежде всего, для развития бизнеса не было никаких экономических стимулов. Действительно, предприятия просто не были заинтересованы в конечных результатах своей деятельности, потому что экономически неэффективным производствам не приходилось платить за ошибки в руководстве, организации процесса производства, за выпуск товара, не пользующегося спросом. В итоге более успешные предприятия становились своего рода "спонсорами" тех производств, которые в современных условиях давно стали бы банкротами.

Еще один момент, который отметил глава ЦСМ республики,  — несбалансированность спроса и предложения. Изучением спроса и анализом его изменения никто не занимался. Да и до того ли было в условиях тотального дефицита и нехватки элементарных товаров народного потребления? Естественно, вопросы качества вообще никого не интересовали.

Следствием такой государственной политики в области экономического управления стало общее технологическое отставание во всех отраслях производства. Поскольку предприятия не получали никакой экономической отдачи, то, соответственно, не было и заинтересованности во внедрении инновационных технологий, позволяющих мобильно реагировать на изменения спроса на потребительском рынке и расширять номенклатуру выпускаемой продукции.

— Все те изменения, которые сегодня происходят в области регулирования экономических взаимоотношений, — это не просто очередной "каприз" нашего правительства, а единственно возможный выход из глубокого и затяжного кризиса, куда была втянута наша промышленность семидесятью годами планового развития, — подчеркнул Амран Муратшин. — Сегодня, если мы действительно хотим выбраться из того тяжелого положения, в котором оказались, для нас есть только один путь — изменить наше отношение к жизни. Главным в ней должно стать качество. Как качество той продукции, которую мы выпускаем, так и собственно качество и уровень нашей жизни. Только так мы сможем нагнать упущенное и занять достойное место в мировом экономическом сообществе. И можно сказать, что тогда "никакое ВТО нам будет не страшно".

Как показывает опыт ведущих мировых держав, чем меньше государство вмешивается в экономику, тем больше вопросов решается в ходе свободной конкуренции и, соответственно, тем в более выигрышной ситуации оказывается потребитель. Государство, разумеется, по-прежнему играет видную роль в решении экономических вопросов, но его функции существенно ограничены. Его задача состоит не в том, чтобы обеспечивать качество и конкурентоспособность товаров и услуг, а в том, чтобы регулировать рыночные взаимоотношения, разрабатывать и применять комплексы различных мер. В конечном счете, государство обеспечивает безопасность граждан, окружающей среды и национального производства, в том числе, при необходимости, и от угрозы, создаваемой чрезмерным притоком импортных товаров и услуг. Собственно, это и есть одно из положений Федерального закона "О техническом регулировании".

— 1 июля 2003 года является, можно сказать, знаменательной датой в процессе дебюрократизации экономики Росcии и гармонизации российского законодательства с существующими международными нормами. В этот день вступил в силу Федеральный закон "О техническом регулировании", — отметил Амран Муратшин.

Он выделил основные позитивные моменты, которые должны стать следствием реализации положений этого документа. Прежде всего, новая система регулирования экономических отношений приведет к повышению безопасности и защиты рынка. За соответствие продукции требованиям технических регламентов отвечает производитель. Последствия несоблюдения этого правила для предприятия крайне негативны: согласно новому законодательству, производитель обязан в кратчайшие сроки отозвать всю некачественную продукцию с возмещением убытков, которые понесли потребители при использовании его продукции. Нетрудно представить себе, какой удар по стабильности предприятия может нанести выпуск небезопасной продукции.

Естественным следствием действия закона "О техническом регулировании" станет повышение конкурентоспособности продукции. Переход на международные правила торговли облегчит доступ на российский рынок международных поставщиков товаров и услуг. Результат - необходимое для развития экономики противостояние продукции наших производителей и конкурентоспособных импортных товаров. Закономерное следствие — более активное внедрение инноваций и современных технологий.

Новая система технического регулирования расширяет возможности правового регулирования на контрактной основе с использованием административных процедур. Качество поставляемых товаров может быть оговорено в контракте, заключаемом производителем и потребителем продукции. Специалисты считают этот момент важным "плюсом" федерального закона. Если качество не отвечает необходимым параметрам, то производитель несет полную ответственность за причиненный вред и обязан компенсировать убытки. Если договорным путем уладить конфликт не удается, то дело передается в суд.

Еще одна особенность международной практики, ранее совершенно не применяемой в России, — то, что в разработке соответствующих законодательных актов могут участвовать все заинтересованные лица. Разработчиком технического регламента (а это основной документ, обеспечивающий безопасность продукции) может быть любое лицо, доказавшее свою компетентность в данном вопросе. И каждый проект технического регламента может быть в течение определенного времени доступен всем заинтересованным лицам. Только после внесения поправок и исправлений начинается обсуждение проекта документа органами власти для принятия его в качестве законодательного акта.

На совещании отмечалось, что принятие Федерального закона "О техническом регулировании" обозначает не только очередное изменение законодательства в области безопасности и качества продукции, но и кардинальное изменение привычных для российского потребителя и производителя товарных взаимоотношений. И это изменение должно произойти не только на уровне законодательства, но и в сознании руководителей всех рангов, а также в сознании обычных потребителей.

Конечно, все вышеозначенные "плюсы" — лишь схематическое отражение того, что должно быть, когда новый механизм заработает в полную силу. Разумеется, устоявшуюся систему невозможно моментально изменить. И для того, чтобы этот революционный, по своей сути, закон начал эффективно работать, требуется довольно продолжительный переходный период. За семь "переходных" лет должна быть сформирована законодательная база технического регулирования безопасности продукции. Но самое главное — за этот период должен произойти кардинальный переворот в сознании производителей и потребителей.

— Проводимые Правительством РФ реформы проводятся "по образу и подобию" международной практики и делаются только для максимальной помощи производителям и, прежде всего, их защиты от производителей аналогичного, но не качественного или менее качественного товара,  — подытожил Амран Мигранович.

На сегодняшнем совещании в Октябрьском выступали также руководители и специалисты ряда министерств и ведомств: Торгово-промышленной палаты РБ, Министерства экономического развития и промышленности РБ, Министерства внешнеэкономических связей и торговли республики и другие.

Автор: Эльвира Латыпова

Теги: качество
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть