Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.91 ↑

EUR 68.50 ↑

8 декабря Четверг

Уфа   °

Среднее профессиональное образование на пороге перемен

Личностность, рыночностъ и региональность - эти особенности, по признанию аналитиков, и будут определять тенденции и перспективы развития российского профессионального образования в ближайшее время. Проблемам и задачам региональной политики в системе среднего профобразования в наступившем учебном году посвящена проходящая сегодня в Уфе республиканская конференция...

Личностность, рыночностъ и региональность — эти особенности, по признанию аналитиков, и будут определять тенденции и перспективы развития российского профессионального образования в ближайшее время. Проблемам и задачам региональной политики в системе среднего профобразования в наступившем учебном году посвящена проходящая сегодня в Уфе республиканская конференция работников учреждений среднего профессионального образования Республики Башкортостан.

Для педагогической общественности это действительно проблема номер один, ведь в связи с реформированием органов исполнительной власти в ведение региона переходят 75 государственных средних профессиональных образовательных учреждений и два кооперативных техникума, действующие в республике и находившиеся ранее под крылом отраслевых министерств и комитетов. Как грамотно построить работу по реструктуризации, не повредив ни количеству ссузов, ни качеству образования? Как добиться конкурентоспособности наших специалистов на рынке труда? Ответы на эти и многие другие вопросы искали сегодня вместе с главой Министерства образования РБ Зугурой Рахматуллиной ее коллеги — представители среднего профобразования.

Система ссузов республики состоит из 12 учреждений, готовящих кадры для промышленных предприятий, семь — для добывающих отраслей и топливно-энергетического комплекса, по три — для транспорта и строительства, десять — для сферы сервиса и управления, девять — для сельского и лесного хозяйства, 11 — для здравоохранения, 15 — для образования и семь для культуры и искусства.

Из 142 специальностей среднего профобразования подавляющее большинство составляют "эксклюзивные" специальности, по которым подготовка ведется только в одном-двух учебных заведениях, отметила Зугура Рахматуллина. У них своя ниша и на рынке образовательных услуг, и на рынке труда, они привязаны к конкретному производству. Однако в нынешних условиях закрепление за одним учебным заведением определенных, только ему присущих специальностей и профилей, было бы не совсем оправданно. И в первую очередь эта эксклюзивность сказывается на доступности образования для населения.

Большинство учебных заведений стали многопрофильными. Учебных заведений, осуществляющих подготовку только по одной-двум специальностям, в республике всего 11. Преобладает группа учреждений с подготовкой по трем-пяти специальностям, от восьми до 16 специальностей насчитывается в 12 учреждениях.

По словам министра, следствие многопрофильности — дублирование специальностей. К примеру, обучение по специальности "Экономика и бухгалтерский учет" проводится в 35 (!) учреждениях различного профиля. Только в Стерлитамаке и Стерлитамакском районе бухгалтеров готовят пять ссузов. Получается, что местный рынок труда просто заполонят бухгалтеры и экономисты. По данной специальности готовят кадры и семь из восьми учреждений аграрного профиля, тогда как в республике — нехватка механизаторских кадров. Правоведов готовят в 19 учреждениях, специальностям, связанным с эксплуатацией промышленного оборудования, обучают в 13... В 10 из 13 педагогических колледжей готовят учителей начальных классов, в десяти учреждениях — медицинских сестер. В данном случае вопрос министра образования "Насколько это коррелируется с потребностью рынка труда?" вполне закономерен.

"Содержать" огромное количество специальностей накладно и для республиканского бюджета (какая казна выдержит такие расходы?). Поэтому неизбежно возникает проблема реорганизации — укрупнения или закрытия ряда учреждений. Чем это чревато, объяснять не нужно. Ряды болтающихся без работы молодых специалистов могут пополнить и их учителя. В данной ситуации глава образовательного ведомства предложила самый безболезненный вариант — создание одноуровневых и многоуровневых образовательных комплексов. Это может быть и объединение с учреждениями начального профессионального образования, и вхождение колледжей в структуру вуза, и другие модели непрерывного образования.

Кадры технического профиля, спрос на которые постоянно растет, можно готовить и на базе ПТУ, и на базе ссузов. Однако взаимодействие по линии "ПТУ — ссуз" пока слабо развито, и на данный момент укрепление этой связки ведется единичными учреждениями, сказала Зугура Рахматуллина.

Интеграция же с высшим профессиональным образованием в основном осуществляется теоретически, но не практически.

Что же необходимо для формирования эффективной системы подготовки кадров? Во-первых, составление кадрового прогноза, мониторинг потребностей отраслей и регионального рынка труда, исследования рынка занятости, рынка образовательных услуг.

Система госзаказа также нуждается в реформировании. Ее основой должны стать государственные приоритеты в подготовке кадров и механизм партнерства. Проще говоря, какое количество специалистов того или иного профиля необходимо в данный промежуток времени, столько и будут подготовлены.

В-третьих, нужно создать региональную систему оценки качества подготовки. А это не только качество преподавания, но и условия ведения образовательного процесса, соответствие запросам обучающихся, обеспечение их образовательных прав, подчеркнула министр образования.

На первый план выходит и воспитание. "Если образовательную деятельность в учреждениях профессионального образования мы сведем к профессиональному обучению, то нравственные потери общества очевидны, — сказала Зугура Рахматуллина. — Научить творчеству в мире, становящемся все более непредсказуемым, привить нравственный, духовный иммунитет против негативных проявлений психологии рынка — в этом должен быть высокий смысл современного образования. Продуктом образования должен быть не специалист, пусть даже высококачественный, а личность, человек, — знающий, понимающий, культурный и гуманный, ответственный за себя и свою деятельность".

Фото Олега Яровикова.

Автор: Елена Макушина

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть